Ваша корзина пуста / Войти или Зарегистрироваться
Поговорим о самом, пожалуй, "звездном" автобусе СССР начала 1960-х годов — ЛАЗ-695Б для космонавтов. История его создания началась осенью 1960 года, когда на Львовский автобусный завод приехала делегация с космодрома Байконур. Приехала, как полагалось в то время не одна, а с еще одной делегацией — людей в серых костюмах. Вопрос был серьезный, напрямую связанный с оборонкой и гос. безопасностью страны Советов. Ещё относительно молодая космическая отрасль курировалась под неусыпным контролем КГБ, поэтому такому эскорту заказчиков на ЛАЗе не удивились. Разумеется, речь зашла о создании автобуса для нужд космонавтов.
Как должен был выглядеть автобус, чем оборудован, с какими характеристиками? Никто не знал. Ну не было еще в то время для такого транспорта разработано ни ГОСТов со СНИПами, ни жестких требований, — только пожелания и рекомендации. По большому счету, многое в автобусе создавалось по наитию.


Автобус ЛАЗ-695Б на пути следования к стартовой площадке.
В качестве базы для изготовления автобуса байконуровцев был снят с конвейера один из серийных ЛАЗ-695Б, которых выпускалось в то время до 40 шт. в день. Родная ходовая была уже проверена временем и неплохо себя зарекомендовала, поэтому было принято решение её оставить, но всё скрупулезно перепроверяли по нескольку раз. Также автобусу сделали высококачественное антикоррозийное покрытие. Интерьер был переделан кардинально — от классического вида салона почти ничего не осталось. Первое, что бросалось в глаза — огромное кресло для космонавта, которое проектировалось также на ЛАЗе, по месту подгоняя его габариты, поскольку пассажиру в скафандре требовались особые размеры посадочного места.


Салон автобуса ЛАЗ-695Б для космонавтов.
Для сопровождающего персонала (врачей, координаторов и инструкторов) также установили сиденья, но попроще. Из последних достижений технического прогресса в автобус было вмонтировано всё, что могло понадобиться по пути следования к стартовой площадке: телефон, радио, разнообразная аппаратура спецсвязи, вентиляторы и кондиционеры, аппаратура для киносъемок (благодаря которой мы сегодня можем увидеть документальные кадры из поездок космонавтов). Очень ответственно заводчане подошли к вопросу герметичности салона, поскольку пыль — не самый приятный спутник космонавтов в условиях невесомости. После окончания работ, для приёмки готовой машины, приехала специальная государственная комиссия, которая была удовлетворена качеством автобуса. Благодаря этому заказу, автобусы ЛАЗ стали известны далеко за пределами СССР — ранним утром 12 апреля 1961 года облаченный в скафандр Юрий Гагарин сел именно в этот бело–голубой ЛАЗ–695Б «Львiв» и подъехал к стоявшему на старте «Востоку–1». Кстати, цветовая схема автобуса была оставлена стандартной, да и внешне он мало чем отличался от своих серийных собратьев.


Ю. Гагарин в автобусе ЛАЗ-695Б, на втором плане в скафандре — дублер Герман Титов.
Первая модель автобуса ЛАЗ-695Б прослужила на Байконуре до трагической смерти Владимира Комарова в 1967 году, после чего, по настоятельной просьбе космонавтов, был изготовлен точно такой же, но на базе ЛАЗ-695Е. По некоторым данным, в 1984 году работникам Института автобусостроения удалось найти тот самый, первый автобус (его подлинность некоторыми ставится под сомнение) и перевезти его обратно во Львов, где он был восстановлен до первоначального вида. После смены руководства института автобус вновь забрали в Москву и до настоящего времени его местоположение неизвестно.


Ю. Гагарин в скафандре на фоне автобуса ЛАЗ-695Б.
Хотя фото и не совсем удачное в плане выбора ракурса для автобуса, зато отчетливо видно размеры и точное расположение верхней части цветовой схемы. Вообще, подобные фото считаются достаточно ценными среди людей, занимающихся скрупулезным восстановлением внешнего облика старой техники. Отдельного внимания заслуживает и тренировочный скафандр Гагарина, который после развала СССР загадочным образом оказался в США. Из других вещей, ранее принадлежавших первому космонавту, можно отметить: перчатки, партийный билет и летное удостоверение, собственноручно написанный доклад об успешном окончании полета. Все они, благодаря предприимчивым дельцам, сегодня находятся в Национальном музее авиации и космонавтики (National Air and Space Museum — NASM) в Вашингтоне.
В 1990-х, во времена начала масштабного распила достояния страны Советов, такие реликвии, которые были гордостью отечественной истории, покидали страну десятками тысяч. Это касается не только авиации и космонавтики, но и всех других отраслей народного хозяйства. Но, это уже тема для отдельного разговора.

Источник информации: http://laz-legend.ru/avtobusy-laz-695/laz-695b-avtobus-dlja-kosmonavtov.html

Похожие статьи:

От АМО до ЗИЛа
Последний мадьяр Мосгортранса: Ikarus-256.21H
МУЗЕЙ ТЕХНИКИ МОСГОРТРАНСа
Интервью с заместителем директора Музея пассажирского транспорта Москвы М.В.Егоровым.
Все интересные статьи