Всем привет!

Слово «Икарус» вызывает ностальгию не только у старшего поколения, но и у более молодых россиян, успевших в детстве покататься на этом автобусе. И можно смело сказать, что подобные эмоции не лишены логического обоснования: продукция венгерского завода колесила не только по межобластным дорогам. Комфорт был доступен даже жителям небольших городков... чего не скажешь, к сожалению, о 2021 годе. Место Икарусов заняли ПАЗы и маршрутки, в которых от удобств мало что осталось.

Сегодня я поведаю о найденном мною Икарусе 256 и о том, почему с наших дорог пропал любимый многими автобус.

Об истории завода

Ikarus «родился» в городе Будапешт (Венгрия) в 1895 г. Сначала это была мастерская по ремонту и производству карет. В 20-х годах следующего столетия Икарус начал выпускать кузова для автобусов. В конце 60-х заработал новый заводской корпус в городе Секешфехерваре. Там наладили производство полноценных автобусов в количестве 15 тыс. единиц в год.
Так как Венгрия являлась на тот момент социалистической страной, продукция завода поставлялась в государства соцблока (большая часть экспортировали именно в СССР), Скандинавию, а также в Африку и Азию.

К сожалению, после развала Советского Союза отчаянные попытки организовать процесс сборки в России и других бывших странах-импортерах не увенчалась успехом. Основной корпус в Секешфехерваре закрылся в 2003 году... На текущий момент завод осуществляет сборку автобусов по индивидуальным заказам в очень малых количествах.

Но почему успешный прежде завод канул в Лету?

Причина кроется в экономике! В 20 веке в СССР — лидер социалистического блока — строил плановую экономику и не особо обращал внимание на такие «мелочи», как материалоемкость и топливная экономичность. Для достижения нужных показателей не жалели ресурсов.

Рыночная модель, на рельсы которой мы перешли в 1991 году, предполагает жесткую конкуренцию и тотальную экономию.

Икарус был удобен для пассажиров, но «брал на себя» очень много металла и прочих ресурсов. О топливной экономичности не было и речи — венгерское чудо потребляло лишь по паспортным данным 30 литров на 100 км, но по факту расход часто переваливал за 45... в новых условиях на автобус просто не нашлось покупателей!
Именно поэтому мы ругаемся на узкие сидения и плохой пластик даже в новых ПАЗиках, а маршрутки на базе ГАЗелей заставляют сгибаться пассажиров в три погибели.

Где я нашел Икарус

На Ikarus 256 с пробегом в 2900 км я наткнулся на портале auto.ru (кому интересно, ссылку даю ниже). Судя по всему, пробега по нашей территории у автобуса не было совсем, так как цифры на приборном щитке равны расстоянию из Венгрии в Россию. Продавец говорит, что это один из свежайших автобусов данной серии, во что я охотно верю.

Видимо, аппарат хотели запускать в рейс — это понятно по щиткам на фарах — но пробег явно свидетельствует о том, что в маршрут автобус так и не попал.

Взглядом знатока я приметил замененные зеркала и фары, но данный факт вполне объясним мародерством — их могли попросту скрутить или выбить на стоянке.



Больше всего я удивился целлофановым чехлам на сидениях, причем укрывочный материал совсем не тронут. Вообще, список модернизаций невелик: хозяин лишь перенес генератор на новое место и установил дополнительный бензонасос.

По фотографиям заметно, что Икарус даже «обут» в заводские шины без следов видимого износа!

Я купил бы этот раритет либо для частной коллекции, либо для организации ретротуров. Пускать столь интересный экземпляр на общий маршрут даже как-то жалко...

Как вам такой экземпляр в наше время?

Источник информации: https://zen.yandex.ru/media/id/600fae9f06925b5c05e961eb/uvidel-v-prodaje-legendarnyi-ikarus256-avtob...



Похожие статьи:

Берлинские Икарусы на улицах Алматы
Монстры среди монстров!
Музей Mercedes-Benz
Павловский автобусный завод отмечает 85-летие
Все интересные статьи