Кто жил во времена Союза, тем более в малом городе, а то и вовсе в деревне, обязательно хотя бы раз в своей жизни встречался с этой маленькой, оранжевой коробочкой на колесах. Вообще проблема с общественным транспортом была в СССР крайне насущной, особенно в малых городах, где «доживали» машины, чуть ли не довоенного выпуска. Поэтому появление ПАЗ-672, изначально ориентированного на провинцию, было встречено с восторгом. Что же это был за автомобиль, разберем ниже.

Павловский автобусный завод был автопредприятием лишь с 1952 года, до этого завод занимался изготовлением автоинструментов, прежде всего для Горьковского автозавода. Именно ГАЗ станет на долгие годы поставщиком платформы для будущих автобусов ПАЗ. Так предыдущий ПАЗик, 652-ой, базировался на основе грузовика ГАЗ-51, ПАЗ – 672 на ходовой ГАЗ – 52, 53. Подобное решение удешевляло как производство автобуса, так и его дальнейшее обслуживание. Разработка 672 началась в 1957 году, однако первые экземпляры были выпущены лишь спустя десять лет. Причин тому было несколько, в том числе и появление в 1962 ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики). Все технические новинки, которые предполагалось выпускать в СССР, должны были пройти аттестацию во ВНИИТЭ.

Компоновка ПАЗ-672 обычная для того времени, вагонный кузов, две узкие двери с высокой посадкой пассажиров и очень высокой для водителя, у которого была отдельная дверь. К преимуществам «Пазика» можно отнести достаточную освещенность, благодаря продуманному размещению плафонов, и наличию прозрачных окошек по периметру крыши. У капота машины имелся люк, при открытии которого механик получал доступ к двигателю, а если предварительно отсоединить карданный вал, то его можно было на полозьях выдвинуть вперед. Доступ к двигателю осуществлялся и через салон машины, возле водительского места имелся кожух двигателя. Подобная компоновка позволяла нагретый от двигателя воздух, через специальную систему,  гнать в салон автобуса до самых задних пассажирских мест. Правда, за это решение пришлось расплачиваться отсутствием возможности прохода водителя в салон автобуса.



Этот салон невозможно забыть. Особенно в летнюю жару.

Количество перевозимых пассажиров, при двухдверном варианте – 23 человека, убрав одну дверь, на ее место ставили еще сиденье, чуть увеличив вместимость автобуса. Но в час пик в ПАЗ-672 могло набиться до 50 человек. Самое же интересное было сзади. Так как СССР жил в предвосхищении войны, вся автомобильная техника имела двойное назначение. ПАЗ-672 не исключение. Сзади автобуса имелся люк, через который предполагалась транспортировка раненых на поле боя воинов в салоне автобуса.

Однако в мирное время люк имел куда более мрачное предназначение. Организации, куда он поступал, часто использовали его в качестве катафалка, а через люк осуществлялась погрузка – выгрузка гроба. И несмотря на довольное скромное по масштабам СССР количество выпущенных ПАЗ-672, а это чуть больше чем 288 тысяч, популярностью автобус пользовался просто огромной. В том числе и потому, что на его базе создавались разными автопредприятиями СССР разнообразные машины, от туристических машин без верха до рефрижераторов.


Источник информации: https://zen.yandex.ru/media/avto_sbornik/avtobus-iz-detstva-672oi-pazik-5e4ebb20b501f46d45ba867c

Похожие статьи:

«Космические» автобусы
ЗИС 155 - процесс реставрации в Музее МОСГОРТРАНСа
Монстры среди монстров!
ЛАЗ 695 - процесс реставрации в Музее МОСГОРТРАНСа
Все интересные статьи