Автобус ЛАЗ-695


ЛАЗ-695 музея МосГорТранса. Фото из архива музея. 1 фото

Коллектив контрукторов Львовского автобусного завода (ЛАЗ) под руководством В.В.Осепчугова в 1956 г. построил опытные образцы автобуса ЛАЗ-695 с расположенным сзади двигателем ЗиЛ-124, двухдисковым сцеплением и пятиступенчатой коробкой передач. Они были взяты от автобуса ЗиЛ-158. Кузов ЛАЗ-695 имел совершенно иную конструкцию. Все нагрузки воспринимались силовым основанием, которое представляло из себя пространственную ферму из труб прямоугольного сечения. С основанием жестко связан каркас кузова. Наружная облицовка боковин кузова — из дюралевого листа.

Из-за ограниченности во времени за основу взяли конструкцию западногерманского автобуса "Магирус", сохранив для ЛАЗ-695 и общность конструкции по внешнему виду.

Интересным новшеством являлась зависимая рессорно-пружинная подвеска колес автобуса, разработанная совместно со специалистами НАМИ. Дополнительно корректирующие пружины обеспечивали в целом подвеске нелинейную характеристику — ее жесткость с увеличением нагрузки росла, в результате независимо от от нагрузки создавались комфортабельные условия для пассажиров. Это обстоятельство завоевало высокую репутацию машинам ЛАЗ. Но как городской автобус ЛАЗ-695 был несовершенен: отсутствовала накопительная площадка у входной двери, проход между сиденьями и двери имели недостаточную ширину. Автобус наиболее удачно мог использоваться для пригородного сообщения, туристских и междугородних поездок . Поэтому сразу же были заложены в унифицированный ряд еще 2 модели: туристскую ЛАЗ-697 и междугороднюю ЛАЗ-699.


ЛАЗ-695 опытный. Фото из журнала

Несмотря на определенные минусы, ЛАЗ-695 выделялся среди других отечественных автобусов. Тонкие оконные стойки кузова со сдвигающимися форточками, встроенные в радиусные скаты крыши гнутые стекла придавали автобусу легкий, "воздушный" вид. Большие радиусы скруглений на гранях и углах кузова создавали зрительный эффект обтекаемой машины.

Если сравнить ЛАЗ-695 с массовым городским автобусом того времени ЗиС-155, то первый вмещал на 4 пассажира больше, был на 1040 мм длиннее, но на 90 кг легче и развивал такую же наибольшую скорость — 65 км/час.


Автобус ЛАЗ-695. Фото из архива В.Р.Карганова. фото 3

С конца 1957 г. машину модернизировали: усилено основание кузова, введен пневмопривод открывания дверей вместо механического, остекление скатов крыши сохранено только для туристской модификации. Более того, с 1958 г. вместо боковых заборников воздуха применен выведенный на заднюю часть крыши широкий раструб. Через него в моторный отсек поступал воздух, содержащий заметно меньше пыли. Такой машине дали индекс "695Б", и она выпускалась вплоть до 1964 г.
Как только ЗиЛ начал производство V образного восьмицилиндрового двигателя, однодискового сцепления и новой пятиступенчатой коробки передач, встал вопрос о комплектации ими автобусов ЛАЗ. Такая машина под индексом ЛАЗ-695Е изготовлялась с 1961 по 1970 г.


ЛАЗ-695Е музея МосГорТранса. Фото из архива музея.


ЛАЗ-695Е музея МосГорТранс. Фото из архива музея.

ЛАЗ, совместно с лабораторией автоматических трансмиссий НАМИ начал разработку гидромеханической трансмиссии для городского автобуса. В итоге с 1965 г. появились ( гидротрансформатов и двуступенчатая коробка передач) городские машины ЛАЗ-695Ж. Они выпускались отдельными партиями до 1970 г.
Комплекс нововведений, реализованных в 1969 г., позволил серьезно усовершенствовать базовую модель, которая стала называться ЛАЗ-695М. Он предусматривал установку на машину более высоких оконных стекол с соответсвующими изменениями в конструкции каркаса кузова. Автобус имел гидроусилитель руля, задний мост "Раба"(ВНР) c планетарными редукторами в ступицах колес, новые воздухозаборники позади заднего
окна. Машина стала на 100 мм короче, а ее снаряженная масса больше.


ЛАЗ-695М из альбома

В дальнейшем, получив с 1973 г. новую переднюю панель кузова с более высокими лобовыми стеклами машина стала называться ЛАЗ 695Н.


ЛАЗ-695Н. Из заводского проспекта

Туристский автобус ЛАЗ-697 "Турист" завод начал делать с 1960 г., унифицировав его с моделью ЛАЗ-695Б. В его салоне находилось 33 комфортабельных кресла, машина была радиофицирована, оснащена двумя противотуманными фарами. По двигателю ( ЗиЛ-158А) она оставалась аналогична ЛАЗ-695Б. В правом борту была одна односторчатая дверь, открываемая вручную.


ЛАЗ-697. Фото из архива А. Гонтарева.

Переход от ЛАЗ-695Б к ЛАЗ-695Е отразился и на туристской модификации — c 1961 г. шла сборка ЛАЗ-697Е. С двигателем ЗиЛ-130 он уже развивал на 7 км/час большую скорость. Емкость багажных отсеков ( справа и слева в бортах кузова) 3 м куб.


Модель ЛАЗ-697Е. Источник неизвестен.

Все изменения, внедренные с 1969 г. на ЛАЗ-695М, перешли в 1970 г. и на туристскую модификацию — так появился ЛАЗ-697М.


ЛАЗ-697М из альбома

Затем индекс изменился ЛАЗ-697Н.


ЛАЗ-697Н из альбома

Последней туристской модификацией стал ЛАЗ-697Р.


ЛАЗ-697Р. Фото из журнала

В 1964 г. завод начал мелкосерийный выпуск модели ЛАЗ-699А, в конструкции которой воплотились многие технические решения, опробованные на опытных машинах. В основе этой модели унифицированный кузов ЛАЗ-695-697, но удлиненный на одну секцию. По тех основе ЛАЗ-699А близок к ЛАЗ-695Е.
В салоне — 41 комфортабельное сиденье, калорифер для отопления, радиоприемник. По рядам сидений с доступом через бортовые люки — багажные отсеки обьемом 4,5 м куб. Две противотуманные фары и прожектор, пневматический сигнал, гидроусилитель руля, пневматические тормоза с раздельным приводом на передние и залние колеса обеспечивали безопасную езду и ночью, в сложных погодных и дорожных условиях. Кроме того, автобус имел пневматическую подвеску переменной жесткости всех колес ( для передних независимую) с
телескопическими аммортизатрами.
Двигатель ЗиЛ-375-Я5, сблокированный с 5-ти ступенчатой коробкой передач ЯМЗ. Задний мост с планетарными редукторами в ступицах — от автомобиля МАЗ-500. ЛАЗ-699А имел снаряженную массу 8300 кг и мог развивать скорость до 96 км/час. Это был один из наиболее технически интересных отечественных автобусов периода 1956-70 гг. К сожалению его выпуск длился недолго — до 1966 г.

Из Л. Шугурова.


ЛАЗ-699А из альбома

С 1973 года машина получила индекс ЛАЗ-699Н.


ЛАЗ-699Н из альбома

До настоящего года выпускается ЛАЗ-699Р.


ЛАЗ-699Р. Фото с проспекта завода.

Модель Год выпуска Двигатель Мощ. Скор. К-во м. Особенности
ЛАЗ-695 1956-1958 ЗиЛ-124 95
ЛАЗ 695Б 1958-1964 ЗиЛ158Л 109
ЛАЗ 695Е 1964-1970 ЗиЛ130Я2 150 75 32(55)
ЛАЗ-695Ж ЗиЛ130 150 32(55) с гидромеханической коробкой передач
ЛАЗ 695M 1970-1976 ЗиЛ130Я2 150 75 32(55) планетарные редукторы в ступицах колес
ЛАЗ 695H 1973- ЗиЛ130Я2 150 80 34(67)
ЛАЗ 695Т ЯМЗ-236А 195
ЛАЗ 696 ЗиЛ375 180 96 34(84) Подвеска независимая, пневматическая.
ЛАЗ 697 1959-1963 ЗиЛ158Л 109 33
ЛАЗ 697Е 1963-1970 ЗиЛ130Я2 150 75
ЛАЗ 697М 1970-1975 ЗиЛ130Я2 150 85 33 планетарные редукторы в ступицах колес
ЛАЗ 697Н 1973-1978 ЗиЛ130Я2 150 100 33
ЛАЗ 697Р 1978- ЗиЛ130Я2 150 85 33
ЛАЗ 698 ЗиЛ375 180 96 78 гидроусилитель руля от МАЗ-500. Подвеска независимая, пневматическая.
ЛАЗ 699А 1964-1966 ЗиЛ375 180 96 41 Подвеска независимая, пневматическая. Имеется моторный тормоз на выпускную систему.
ЛАЗ 699Н 1973-1978 ЗиЛ375 180 96 41 Подвеска независимая, пневматическая.
ЛАЗ 699Р 1978- ЗиЛ375Я5 180 102 41 Подвеска независимая, пневматическая.
ЛАЗ 4202 1978-1982 КамАЗ 7401-5 180 75 25(95)
Украина 67 ЗиЛ375 180 96 36 Подвеска независимая, пневматическая.
Украина 71 ЗиЛ375 180 96 36 Подвеска независимая, пневматическая.


ЛАЗ-696 из альбома


ЛАЗ-698. Фото из журнала За Рулем. 1967.


ЛАЗ-698. Фото из журнала За Рулем. 1968.


ЛАЗ-Украина-67 из альбома


ЛАЗ-Украина-71 из альбома

Источник информации: https://www.drive2.ru/b/173048/

Похожие статьи:

Импортные автомобили в СССР
Рекордная длина троллейбусной линии
Гибридный троллейбус в Москве
В автобусах становится тесно. (Из книги М.Егорова «История Московского Автобуса»)
Все интересные статьи