Выпускали эти троллейбусы на троллейбусном заводе имени Урицкого, который находился в городе Энгельс, что в Саратовской области. Завод выпускал не только эти, но и другие троллейбусы с 1951 по 2019 год. О заводе мы писали, писали о последнем и самом трудном годе его работы (2019). Читайте тут. Теперь же о ЗИУ-5.

Большая часть ЗИУ-5 была списана в 1980-х годах. Редкие, буквально считанные машины в качестве служебных проработали до середины 1990-х годов. Сразу нужно обозначить эти уникальные случаи, города. Санкт-Петербург, Москва, Чимкент, Алма-Ата, Рязань, Чебоксары, Харьков, Ташкент, Ашхабад, Богота (Колумбия).

Тут же поясним, что троллейбусы ЗИУ-5 в городах, отмеченные выше находились в работе как БД, служебки, технички, но были на тот момент уже и музейные. Так, в Москве машина №2933 была отремонтирована в 1991 г. и ей присвоили почетное звание "ретро".




Троллейбус памятник ЗИУ-5 в Ашхабаде. Машина стояла в депо. Между 2010 и 2016 гг. машину разобрали. Вероятно, что машину порезали, точных данных нет. Автор фото: Юра Анисимов






Тот же ашхабадский ЗИУ-5. Фото 2009 года. Троллейбус уже подкрашен в местный зелено-белый стандарт, который был принят для всех троллейбусов в начале 2000-х годов. Автор Юра Анисимов.

И еще немного фактов. Тогда же в 1990-х годах в городах Нижний Новгород, Киров, Кишинев, Москва восстановили и поставили на ход (кроме Кирова) по одной единице ЗИУ-5 из ранее списанных и успевших превратиться в склады машин. В тот же период один ЗИУ-5 восстановили в столице Венгрии - Будапеште. Машину передали в музей. В качестве памятника один ЗИУ-5 поставили на постамент в Чернигове и Чебоксарах.






Первый в России ЗИУ-5 (Д), прошедший капремонт в начале 1990-х годов, которому присвоили звание "музейный". Машину восстановили при участии и инициативе Александра Зверева. Фото 1991 года, автор А.Е. Шанин. Москва, Песчаная площадь.






ЗИУ-5 в Будапеште. Особенность местной эксплуатации предусматривала блокировку 1 створки первой двери.

Что теперь, где есть и в каком состоянии эти советские троллейбусы?

Москва. Сразу 3 ходовых машины. № 2933 (условно ходовая, так как не ездила с 2003 года. В 2019 году машину включали. С 2020 года вновь заброшена), 2323 (ходовая), 2672 (муляж. Полностью разрезан на МТРЗ и сделан новодел. Историческая ценность 0). Еще одна машина (№ 6505) была ходовой, но из-за варварского отношения в 2000 годах превратилась в сарай при музее.

Санкт-Петербург. 1 ходовой троллейбус. Идеален. Замечаний нет. Тут и понятно почему. Реставрировал А.Е. Гонтарев.

Чебоксары. Машина до 2018 г. стояла в качестве памятника. Восстановлена в 2019 году, рабочая.

Киров. C 1997 года была памятником. В 2000 году поставлен на ход.

Кишинев. Троллейбус хранился в парке после списания. Работает до сих пор по праздникам.





Кишинев. 1989 год. 100-летие общественного транспорта Кишинёва. Автор фото: Ивлев Г.Е.

Минск. Восстановлен в 2015 году. Сделан очень примитивно, окрашен также хаотично. Ходовой. Стоит в музее на улице, погибает.

Нижний Новгород. Машина стояла на "вечной" стоянке. Восстановлена в середине 1990-х годов. Ходовая.

На есть еще и другие ЗИУ-5. Памятники! О них далее.





Киров. 2010-е года. Фото Егор43.

Памятники. Один в Энгельсе, стоит на территории завода Тролза. Привезли в 2001 году из Саранска.

Могилев. Стоит в парке.

Гомель. Стоит в парке. Сохранился с момента списания.

В Туле и Воронеже установили в середине 2010-х годах. Еще одна машина есть в Калуге. Ее восстанавливал Максим Дорофеев. Машина не на ходу. Стоит в парке.





Могилев. Фото oleg-BY





Калуга. 2016 год. Фото М.А. Дорофеев





Воронеж. Открытие памятника, 2013 год. Машину привезли из Белгорода, где она была бытовкой. Фото: Миха 71605РМ

А что ещё? А еще остались бытовки. Они стоят буквально где-то... Есть адреса, которые мы знаем. Это гаражи, дачи, парки. А есть и те, которые предстоит найти. Можно сказать, что из 14 тысяч машин, которые когда-то выпустил завод, сегодня в разной степени сохранности мы имеем около 25 машин ЗИУ-5. История продолжается.

Источник информации: https://zen.yandex.ru/media/mirtransporta/ziu5-gde-v-2020-godu-ostalis-takie-trolleibusy-5faa3f3a3b7...



Похожие статьи:

Эволюция и история советских и российских автобусов
Немецкий дизайнер Клаус Люте и его выдающиеся автомобили
Самые красивые автобусы в СССР
Автобусы Ikarus - символ Будапешта
Все интересные статьи