Я – КОЛЛЕКЦИОНЕР!

   

Я родился в небольшом военном городке в солнечной и гостеприимной советской республике.

В детстве я совершенно не увлекался какой-либо автотехникой по причине малого количества машин в нашем поселке. Зато я рос вполне себе природным человеком. Сделаешь уроки после школы - и сразу с пацанами в степь, в горы, на озеро.   Телевизор был у нас для мультиков и приключенческих фильмов, а ими нас не особо баловали, поэтому по вечерам мы много читали. Еще я любил рисовать разных персонажей и сцены из прочитанных книг.


Когда мне было 11 лет отца перевели в Ленинград, но у меня навсегда остались воспоминания о том городке, тех вечерах, проведенных с книгой, которые привили любовь к чтению и созерцанию прекрасного на всю жизнь


В то время Ленинград не был таким ярким, шумным и суетным городом, каким он стал сейчас. Город меня ошеломил своим величием, культурой и … обилием автомобилей, автобусов, трамваев, троллейбусов. А в метро вообще в первые месяцы я ходил просто посмотреть и не мог насмотреться (прямо как в музей с ценой билета 5 копеек).


Не подумайте, что до приезда в Ленинград я видел только гужевой транспорт. Был в нашем военном городке свой ПАЗик, «Козлики» - ГАЗы, специальные штабные машины, военная техника.


В городе мне сразу-же понравились автобусы. Машины у отца не было, а жили мы на окраине, поэтому в школу, в спортивную секцию, позднее к репетиторам для поступления в университет я ездил на разных автобусах по разным маршрутам. И уже вскоре, не без помощи новых друзей, я стал довольно хорошо разбираться в марках автобусов и других транспортных средств.


На новом месте у меня совсем не было свободного времени. В школе были иные, более жесткие требования, и нужно было адаптироваться к новой среде. Отец рано начал готовить меня к взрослой жизни. Он буквально заставлял меня учиться, отвел за руку в секцию легкой атлетики, кроме этого, я три раза в неделю должен был посещать репетитора по английскому языку. В сельской школе преподавание английского было, мягко говоря, условным. А потом родился младший брат и часть забот о нем легла на мои плечи. В общем, все дни были загружены. Так что ни о каком коллекционировании я тогда и не помышлял. Родители покупали одноклассникам модели железных дорог, кто-то собирал дефицитные машинки, марки и значки, кто-то этикетки от спичечных коробков. Меня хобби тогда интересовало мало.


Шли годы. Менялась страна. Я поступил и успешно окончил университет, потом аспирантуру, после учебы довелось поработать за рубежом. Обзавелся семьей, родились дети. Нормальная жизнь, хорошая работа советского человека.


Хорошо помню день, когда я впервые увидел модель автобуса. Как иногда бывает в нашей жизни, знаковые встречи происходят случайно. Я был в гостях у бывшего сокурсника и увидел у него на полке сначала коробочку, а затем и саму модель. На упаковке в черно-серых тонах был прорисован Исаакиевский Собор, а рядом изображен Икарус 556. Взяв с разрешения хозяина модель в руки, я понял, что «попал».


- Кажется я такой помню!

- Конечно помнишь, мы на таком ездили и не раз!

- Разве на таком?

- А на каком?


Встреча с другом вскоре приобрела исторически-технический оттенок. Мы вспоминали кто, когда, на чем и куда ездил. Пару раз мы даже звонили знакомым, уточняли детали. Товарищ, видя мою крайнюю увлеченность транспортной темой, сделал мне предложение, от которого я не смог отказаться:


- Виталик, давай меняться?! Я тебе эту модель, а ты мне тот альбом?


Он давно мечтал о советском фотоальбоме, который мне достался по чистой случайности, дефицитное издание. Я согласился. И теперь мне не оставалось ничего другого, как начать долгий и тернистый путь коллекционера. Другой вопрос, почему именно я стал коллекционером, а не мой друг. Видимо потому что я имел предрасположенность.


В течение полугода я купил еще две модели Classicbus, и по одной от SSM, DIP и «Вектор». Достаточно быстро стало понятно, что коллекционирование моделей - дело весьма затратное. Количество предложений на рынке растет, глаза разбегаются. Надо было определяться с темами коллекционирования, и я решил, что буду собирать МОДЕЛИ ПАССАЖИРСКОГО НАЗЕМНОГО АВТОТРАНСПОРТА СССР В МАСШТАБЕ 1:43, усилием воли отсекая порой очень заманчивые предложения из других тем.


Как пели в советское время «есть у революции начало, нет у революции конца». Начало коллекции было положено, но конца не видно. Понимаете, коллекционирование для меня подразумевает системность. А системность означает, что я должен заполучить в коллекцию все автобусы, троллейбусы, трамваи СССР всех ныне здравствующих и почивших в бозе производителей!


Я максималист, поэтому у меня ко всем внутренним и внешним процессам весьма высокие требования. Мне нужно было погрузиться в этот новый, интересный мир. Я стал изучать в интернете мнения людей, отзывы в магазинах, комментарии на форумах, читая, материалы не только российских, но и зарубежных сайтов. А начитавшись, сделал вывод, который меня озадачил. Оказалось, что 90 % коллекционеров это, при всем уважении, люди, которые или приобретают всё подряд, или покупают модели, связанные с воспоминаниями. Другие покупают эпизодически то, на что есть средства, и первую роль играет цена, а вовсе не качество и достоинства модели.


На специализированных модельных форумах к своему огорчению я обнаружил не дискуссионный стиль общения, а часто скандальный. Поэтому, почувствовав некую зависимость от «зависания» по вечерам в темах форумов, я их без сожаления покинул.


Позже я сделал потрясающее открытие. У коллекционеров России и Европы имеются разные возможности выбора моделей - у нас их больше! Несмотря на то, что наша история пассажирского проще, чем в Европе, посмотрите сколько моделей автобусов «местного» автопрома выпускается на Западе? Правильно – мизерное количество! Мало того, все известные фирмы - и Schuco, и Minichamps и Norev фактически прекратили выпуск новых моделей общественного транспорта, ограничиваясь переизданием своих старых моделей (журнальные серии не в счет – это не совсем модели на мой вкус).


В силу различных исторических событий и условий в Европе личный автотранспорт получил распространение быстрее, чем в СССР и России. Общественный транспорт, как и само понятие «общественный» у них был и есть на втором плане. У нас совершенно другая история. Наш автобус - это друг школьника, студента, рабочего, ученого, военного, врача, всех групп населения. Все их знают и помнят, все ими пользовались.


Вот почему во всем мире так много моделек-игрушек легковых автомобилей и сравнительно мало моделей автобусов и другого «крупного» общественного транспорта.


От всех этих знаний мне легче не стало. А правильный путь выбирать нужно. И вот что я придумал.


- Буду-ка я коллекционировать только лучшие и самые популярные модели в рамках выбранного направления!


У меня сформировались собственные критерии выбора «лучшего» и «популярного».


Как я писал выше, в тематических форумах я быстро разочаровался. Меня всю жизнь учили проверять и перепроверять источники информации, применять критический метод анализа. На форумах, к сожалению, не так много реальных знатоков. Иногда комментарии носят рекламный или тенденциозный характер. Мне это не надо. Книга – источник знаний!

В интернете есть ресурсы достойные уважения. Есть очень серьезные авторские сайты, например, «Автомобильное Бюро».   Или статьи журналиста М. Шелепенкова. Вместе с тем, я всегда изучаю источники информации. Если автор в статье делает ссылки на справочники, книги, архивные документы, фото архивы, причем делает это правильно, с указанием автора, издания, издательства, тома, года, выпуска, номера страницы, архивного классификатора и т.п., для меня такая информация является достоверной. Даже в Википедии не все так уж и плохо, на мой взгляд, по темам транспорта СССР. Повторю, важно видеть и правильно оценивать источники информации. На основе какого материала автор написал тот или иной материал. И как автор подает материал, как обобщение, исследование или делает какие-то свои, необоснованные вкусовые выводы и предположения.


Итак, моя формулировка популярности: «Популярной является модель, прототип которой был наиболее распространен в СССР (произведен или ввезён)».


Формулировка лучшей модели: «Изделие достойного качества, детализованное, добротно покрашенное, аутентичное, с хорошей оптикой, резиной, аккуратно собранное и … не дешёвое».


Да простят меня соотечественники, ну правда, «дешево, хорошо не купишь!»


После того, как я подвел какую-то элементарную научную базу под свое увлечение, мне стало проще принимать решения о приобретении той или иной модели. Я регулярно наблюдаю за тем, что происходит на российском рынке и пока не отклоняюсь от своего направления коллекционирования. Правда в последнее время стали посещать мысли «расшириться», присматриваюсь к моделям легковых авто СССР, тоже в масштабе 1:43.


На сегодняшний день мой выбор ограничен тремя производителями, назову их в алфавитном порядке: DIP MODELS, CLASSICBUS, SSM.


Модели я приобретаю через интернет ресурсы, причем не всегда у официальных дилеров. Пользуюсь аукционами и другими хитрыми вещами.


Нужно несколько слов сказать об осмотре моих дорогих в прямом и переносном смыслах моделей. Когда я «сидел» на форумах и только-только начинал двигаться в коллекционном направлении, я поддавался всеобщему психозу, вооружался лупой, линейкой и был очень недоверчив и подозрителен. А потом, мое сознание просветлилось, и я понял, как нужно встречать модель. Я откладываю аккуратно в сторону всю упаковку, ставлю модель на стол и начинаю её рассматривать на расстоянии (!) с разных сторон при нормальном, естественном (!) освещении. «Моя» эта модель или «не моя», понятно сразу. Не хотел кого-то из уважаемых производителей выделять, но справедливости ради скажу, у автобусов Classicbus   присутствует какая-то особенная автобусная душа. Остальные тоже по-своему хороши.


В квартире модели стоят на полках в закрытых стеллажах без платформ и боксов. Так я экономлю место и так, на мой взгляд, интереснее. Не использую подсветку и какой-то дополнительный декор, вроде символов СССР. Упаковку, боксы, платформы я храню аккуратно на даче.


Меня немного угнетает равнодушие семьи к моей коллекции. Видимо потому что начал я коллекционировать в зрелом возрасте, и дети были уже взрослые. Хотя оживление возникает во время приобретения очередной модели, особенно, когда приходят гости. Некоторые наши знакомые и дети и взрослые, увидев мою коллекцию задают обычно три стандартных вопроса:


- Откуда?

- Почему?

- Сколько стоят?


На третий вопрос я никогда не отвечаю. А текст этот я написал, чтобы ответить на первые два. Если опубликуют, буду давать «интересантам» ссылку для чтения.


Всем добра и удачи!



Виталий А.

Ленинград – С. Петербург



(Статья опубликована на сайте www.classicbus.ru по просьбе автора, коллекционера

из С. Петербурга)


Похожие статьи:

История советского автобуса ПАЗ Турист Люкс 8,5 м
Трамваи постсоветского пространства: Казахстан
Ровесник космической эры
Троллейбус повышенной комфортности в СССР
Все интересные статьи