8 (495) 103-49-83
Ваша корзина пуста / Войти или Зарегистрироваться

Динозавры автобанов в миниатюре.

Середина 40-х годов прошлого века — время появления самых впечатляющих конструкций классического периода истории автомобиля. Однако на этот раз «отодвинем в сторонку» лимузины и кабриолеты знаменитых марок, экстравагантные заказные автомобили, изготавливавшиеся вручную по отдельным заказам. Наша сегодняшняя тема — «большие мерседесы», но не те, на которых ездили руководители печально знаменитого Третьего рейха. Самыми большими автомобилями с трёхлучевой звездой на радиаторе тогда были междугородные автобусы, позволявшие обычному немцу, не имеющему своего автомоби­ля быстро и удобно путешествовать по но­вым германским автобанам.

Концерн «Daimler-Benz» в 1936 г. начал производство самых крупных, своими параметрами превосходивших все до этого созданные грузовые «мерседесы», трёхосных девятитонных машин Mercedes-Benz L10000 с 6-цилиндровым дизелем мощностью 150 л.с. под длиннющим капотом.

 

Параллельно с чисто грузовой модификацией вскоре появил­ся пассажирский вариант — междугородный автобус Mercedes-Benz 010000. предназначенный в основном для поездок по уже строящимся новым автомагистралям. Наибольший интерес к этим импозантным автомобилям длиной 12 м и полным весом 18 т проявила немецкая почта (Deutsche Reichspost) — в то время самый крупный в стране перевозчик пассажиров по междугородным маршрутам.

В период с 1936 по 1938 г. её парк автобусов пополнили 244 таких гиганта, имевшие по 54 места для сидения. Ещё 15 пассажиров на короткие расстояния разрешалось перевозить в салоне стоя. Автобусы этой модели с окрашенными в тёмно-красный цвет долговечными цельнометаллическими кузовами изготав­ливались на заводе «Daimler-Benz» в г. Гаггенау (Gaggenau). Тяжёлые неповоротливые автобусы, обутые в огромные «сверхбалонные» шины размером 12.75-20. не подходили для армейской службы и в годы войны оставались в ведении почты, обслуживая пассажирские перевозки внутри Рейха. После войны, уцелевшие после бомбардировок, боёв в городах и послевоенных реквизиций около полусотни Mercedes-Benz О10000 продолжали возить пассажиров по маршрутам, обслуживавшимися немецкой почтой, вплоть до 1953 г., правда, окрашенные уже в жёл­тый — новый «фирменный» цвет «Deutsche Bundespost».

Этот автобус издавна интересовал коллекционеров автомобильных моделей, однако фирмы, которая решилась бы начать серийное производство его модели, всё не находилось. Может, их сдерживала достаточно сложная конструкция такой модели, может, было страшновато организовывать производство столь знаменитого автомобиля, не имея перед глазами оригинала в масштабе 1:1. К со­жалению, все автобусы этой модели, как и конкурирующие автобусы фирм «Bussing-NAG» или «VOMAG», вскоре после войны пошли на слом. И только в последний год XX в. в Австрии совершенно неожиданно удалось обнаружить один такой Mercedes-Benz 010000. Правда он покинул заводские цеха не как автобус, а как мобильное почтовое отделение с кузовом длиной 13,65 м. Хотя эта машина несколько отличалась от автобуса, но, тем не менее, наконец-то появилась возможность точно определить форму, пропорции и конструкцию его деталей, что далеко не всегда удаётся сделать, если в наличии имеются только чертежи. Кстати, этот редчайший «мерседес» после полной реставрации занял одно из важнейших мест в экспозиции исторических автомобилей музея «DaimlerChrysler» в г. Штутгарт (Shtutgart).

И вот под конец 2000 г. в почтовых отделениях Германии появился специальный набор моделей в масштабе 1:87 от фирмы Brekina -два длинноносых автобуса — один в тёмно-красной окраске «Deutsche Reichspost*, другой в жёлтом «мундире» послевоенной «Deutsche Bundespost». Модели, как это обычно бывает у «Brekina», изготовлены из полистирола и неплохо детализированы.

Сама модель состоит из четырёх основных частей: днища, имитирующего раму и ходовую часть с колёсами типа «Trilex», самого кузова, остекления, отлитого одной деталью и блока сидений из коричневой пластмассы. Отдельно приклеены: мощный радиатор с филигранной мерседесовской звездой наверху, фары, багажник на крыше с лестницей и стеклоочистители.

Целых пять лет это была единственная серийная модель в масштабе 1:87 на рынке, так как мелкосерийный производитель в масштабе НО — фирма «МЕК» — хотя тоже предлагала отлитый из смолы кузов автобуса, популярностью этот полуфабрикат не пользовался. И только в начале 2005 г. коллекционеров обрадовали новыми моделями сразу две фирмы — «Bubmobil», выпустившая модель в масштабе 1:87, и «Premium ClasiXXs» с моделью в масштабе 1:43. Первая из названных моделей кардинально отличается от модели фирмы «Brekina» технологией производства — «Bubmobil» всё ещё использует старую технологию литья из цинкового сплава.

Ничего удивительного — в Нюрнберге, где обосновалась эта фирма, такая технология имеет многолетние традиции. Модель тяжёлая, но, тем не менее, весьма точно отлитая. Некоторые элементы даже точнее, чем у пластиковой модели от «Brekina». Например, металлические молдинги кузова рельефные, в то время как у «Brekina» они изображены краской. Сиденья в салоне также ближе к оригинальным.

Однако металлическая модель не остеклена, поэтому для части коллекционеров она неприемлема -платишь 27,90 евро, а получаешь за это просто металлическую игрушку… Ну, может это слишком сильно сказано, но эта модель точно не каждому по вкусу.

Нюрнберг, издавна известный своим производством самых разнообразных игрушек, является также и местом расположения фирмы «Ргemium ClasiXXs». Изготовляемая ею модель в масштабе 1:43 относится к более высокому классу, о чём свидетельствует также и её цена. На этой модели мы можем найти всё. что имелось в настоя­щем Mercedes-Benz 010000 -исключительно субтильно смонтированное остекление, из тоненьких деталей изготовленный багажник на крыше, огромное рулевое колесо, громадные фары в хромированных корпусах…

Исключительно точно передано оборудование салона -отдельные кресла в рядах, приборный щиток под рулём, рычаги управления и педали. А на шинах нетрудно прочитать наименование производителя — «Continental» и их размеры. Действительно высокий уровень копийности, ничего не скажешь.

Было бы несправедливо не упомянуть ещё одну серийную модель «динозавра автобанов», которую под номером 5425 предлагает фирма Conrad. Она тоже металлическая, остеклена, имеет основные внешние детали оборудования. Но эта модель имеет для нас один серьёзный минус – её выпускают в масштабе 1:50. Значит в коллекцию моделей в масштабе 1:43 эту, весьма неплохую модель стоимостью в 350 швейцарских франков, не поставишь…

Л.Суславичюс

«Автомобильный Моделизм»


Похожие статьи:

Заброшенная дорога в Сочи
Вдруг мой слух выхватывает странные звукосочетания...
Изделие 651
IKARUS 180, 556, 557
Все интересные статьи