8 (495) 103-49-83
Ваша корзина пуста / Войти или Зарегистрироваться

Автобусы на ладони

Любой коллекционер, собрав несколько десят­ков, а то и сотен моделей, решает специализиро­вать свою коллекцию в каком-то одном направ­лении. Кто-то собирает грузовики, кто-то  спортив­ные автомобили, а кому-то  хочется собирать ав­тобусы. Но загвоздка состоит в том, что в наибо­лее распространённых в России автомодельных масштабах выбор автобусов небольшой, да и ме­ста они занимают много.

Любителям этой темы рекомендую обратить свой взор на “железнодорожный» масштаб 1:87 (НО) в котором выбор автобусной продукции весь­ма велик и разнообразен.

Подавляющее большинство российских коллек­ционеров масштабных моделей имеет достаточ­но скудное представление об автобусах в масш­табе 1:87. В лучшем случае большинству любите­лям известны ещё с советских времён произве­денные в ГДР модели автобусов Ikarus. В то же время за рубежом это направление коллекцио­нирования очень развито и весьма популярно. Известно, что производится наибольшее количе­ство моделей коммерческого транспорта в мире именно в восемьдесят седьмом масштабе — ав­тобусы и здесь не стали исключением. Только в одной Германии в год выпускается несколько со­тен масштабных моделей самых разнообразных автобусов.

Материалом для большинства моделей служит высококачественная пластмасса. Проектирова­ние и изготовление пресс-форм и самих моделей производится на высокотехнологичном оборудо­вании с применением последних достижений компьютерной техники. Отсюда высокая степень копийности и точности подгонки деталей, несмотря на миниатюрные размеры — длина модели стан­дартного двенадцатиметрового автобуса не пре­вышает 14 см. При этом деталировка не уступает более крупным масштабам. Например, кресла в салоне туристического лайнера имеют подлокот­ники, а на приборной доске водителя чётко ви­ден спидометр. В городских моделях имеются поручни и ручки на спинках сидений, а узел со­членения «гармошек» двигается, как настоящий. Колёса «обуты» в натуральную резину с рисун­ком протектора, фары стеклянные. Дворники, зер­кала, кондиционеры и прочие навесные детали — всё это делает модели максимально приближен­ными к оригиналу.

«Законодателем мод» в модельном автобусном мире является Германия. Множество крупных и мелких немецких фирм трудятся на поприще «автобусостроения». А начиналось всё с известной и ныне фирмы «Wiking», выпускавшей отдельные модели автобусов с конца 1960-х гг. Это были со­временные в то время Bussing Senator и Trambus, а также несколько модификаций Mercedes О302.

Чуть позднее появились двухэтажный MAN SD200 и городской Mercedes О305. Выполнены они были достаточно примитивно, как и большинство мо­делей того времени и использовались в большин­стве своем в качестве стендовых моделей на же­лезнодорожных макетах и диорамах. Wiking'oвскиe модели Bussing, Mersedes, MAN до начала 80-х годов прошлого века были, пожалуй, единственными представителями моделей авто­бусов в западных «хобби-шопах“. В восточной Гер­мании на “народных предприятиях» «Espewe“ и “Реrmot» делали неплохие миниатюрные копии венгерских Ikarus 31, 55 и 66-й серии, чешских Skoda, а также модели гэдээровских Robur и Barkas.

С начала 1980-х гг. разработкой и выпуском моделей автобусов стали занимать такие извес­тные фирмы, как “Негра“ и »Rietze». Наиболее известная из них фирма «Rietze“ специализиру­ется на современных туристических и городс­ких автобусах. Фирма, основанная в 1981 г. на подъёме автомобильного моделизма в НО-мас-штабе в Германии (а значит и во всем мире, т.к. более 90% всех автомоделей в этом масштабе выпускаются именно там). До »Rietze» крупномасштабным выпуском миниатюрных автобусов, кроме упомянутого нами «Wiking» никто не за­нимался. В отличие от упрощённых викинговс-ких моделей (о более качественных моделях «Wiking» мы расскажем позже) фирма «Rietze» изначально сделала ставку на качество и высо-

кую степень копийности своих моделей, благо технологии проектирования и производства к тому времени позволяли это.

Первыми автобусными моделями «Rietze» были Neoplan Cityliner и Mercedes ОЗОЗ.

На тот момент это были только что выпущенные новейшие ту­ристические лайнеры, и выпуск их миниатюрных моделей пришёлся как нельзя кстати. Спрос на модели оказался огромен. С этого момента фир­ма «Rietze» чётко следует своей концепции про­изводить модели автобусных новинок одновре­менно с выходом «в свет» своих настоящих про­тотипов.

Итак, что же собой представляли первые «рицевские модели“. Первое, что бросалось в глаза — это обилие вариантов окраски и её качество. Модели окрашивались по “национальному» при­знаку, то есть в цвета и логотипы большинства европейских и даже некоторых арабских турис­тических компаний, и естественно в цвета мест­ных (германских) перевозчиков. Окраска надпи­сей, эмблем, рисунков, логотипов и пр. произво­дилась новейшим на то время методом тампо­нирования на изготовленный из цветной пласт­массы (как правило, преобладающего цвета) ку­зов. Но бывали и исключения. Кузов из белой пла­стмассы полностью окрашивался несколькими плавно переходящими один в другой цветами, а затем на уже окрашенный кузов наносились мелкие значки и надписи. В совершенстве овла­дев обеими технологиями окраски моделей ма­стера из фирмы «Rietze» до сих пор остаются не­превзойденными в этом деле, и по праву «рицевские» автобусы считаются по аккуратности и качеству окраски лучшими.

От окраски вернёмся к самим моделям, Преж­де всего, следует отметить наличие хорошо про­работанного внутреннего интерьера. Салон изго­товлен из чёрного пластика. Спинки сидений име­ют четко выраженные подголовники. Правда, на этих моделях они ещё выполнены единой дета­лью. В центре салона располагается туалет и блок мини-кухни. Кресло экскурсовода выполнено в сложенном виде. Прекрасно проработана прибор­ная панель с четко видными на ней циферблата­ми различных приборов и ручка переключения коробки передач. Боковые окна на моделях сде­ланы из очень тонкого прозрачного пластика «за­подлицо» с корпусом и повторяют изгибы настоя­щих (что наглядно видно на модели Neoplan), стой­ки на них выдавлены и окрашены в чёрный цвет. Колёса на первых моделях состояли из двух час­тей — диска (у каждой модели он свой) и шины и изготавливались из пластмассы. Отличным допол­нением к модели была передняя и задняя свето­техника, сделанная из прозрачного цветного пла­стика, а также съёмный кондиционер на крыше. На отдельно прилагающемся литнике располага­лись дворники и зеркала заднего вида. Днище модели выполнено единой деталью с тщательно проработанными объёмными передним и задним мостами, карданным валом, бензобаком и запас­ным колесом. В целом первые «рицевские» мо­дели выглядели очень достойно и не имели кон­курентов.

Позже были изготовлены модификации Neoplan. Трёхосный полуторный Cityliner, двухэ­тажный Skayliner и огромный двухэтажный, четы­рёхосный монстр под красивым названием Megaspaceliner.

Одновременно с этими модифи­кациями Neoplan в программе «Rietze» появились модели другого знаменитого немецкого произво­дителя автобусов — компании Setra Kasbohrer. Это были модели автобусов третьего поколения Setra туристических модификаций 315HD и 315HDH.Они были изготовлены ещё по старой технологии с пластмассовыми колёсами, а городские и приго­родные модификации (317,319) уже имели рези­новую ошиновку с чётко выраженным рисунком протектора. Начиная с этих моделей все “рицев­ские» автобусы обуваются в настоящую резину.

Позднее у большинства моделей появляются сидения, выполненные в виде отдельных дета­лей с ручками (на городских) и подлокотниками (на туристических), изготовленные из цвет­ного пластика, что выгодно выделяло их на фоне остальных.

В модельном ряду фирмы появляется всё боль­ше и больше различных модификаций туристи­ческих MAN, Mercedes, Setra и Neoplan. Это двух-и трёхосные, полутора- и двухэтажные лайнеры. Не отставало и производство моделей городских машин. Низкопольные и сочленённые Mercedes Citaro, MAN NL и Neoplan Centroliner достойно заняли свои места на полках у коллекционеров и любителей.

Помимо изготовления практически всех авто­бусов немецких производителей фирма «Rietze» с конца 1990-х гг. впервые начала выпуск мо­делей иностранных автобусов: бельгийского Van Hool Т9, французских Renault Ares и lliade, швед­ских Scania Irizar РВ и Volvo В12 600, а так же польского Solaris Urbino 12, тем самым значи­тельно расширив круг своих потенциальных по­купателей во всём мире. В настоящее время фирма «Rietze», являющаяся бесспорным лиде­ром в производстве моделей автобусов в Н0-масштабе начала выпуск автобусов и в масшта­бе 1:43. На прилавки магазинов поступили пер­вые металлические трёхосные Mercedes Travego нового поколения в новом для фирмы масшта­бе. Сей факт говорит о том, в скором времени и поклонники «сорок третьего» сумеют вдоволь насладиться замечательными моделями автобу­сов от фирмы «Rietze».

Сравнимыми по качеству выпускаемых моде­лей с фирмой «Rietze“ являются такие известные фирмы, как “Негра» и AWM, изготавливающие преимущественно модели немецких автобусов. Так в программе «Негра» модели автобусов по­явились ещё в начале 80-х гг. прошлого века. Это были городские MAN SU-240 и Setra второй се­рии.

К сожалению, в настоящее время их выпуск практически прекращён. Фирма AWM напротив из года в год стала увеличивать выпуск моделей автобусов и на сегодняшний день эта продукция составляет почти треть всей номенклатуры вы­пускаемых ею моделей.

Особняком стоят «Brekina“ и “Busch». Фирма «Brekina», специализирующаяся на моделях авто­мобилей 1950-х — 1960-х гг., выпускает и автобу­сы этого времени. Наиболее интересными явля­ются полутораэтажный трёхосный Bussing President, небольшие автобусики NWF BS300 на железнодорожном ходу, а также автобусы Magirus (были и такие) и первая Setra S6 Kassbohrer.

Брекиновские модели по качеству и деталировке сравнимы с моделями «Rietze» и являются един­ственными представителями ушедшей эпохи пас­сажирского транспорта 2-й пол. XX в. с её ничем несравнимыми обтекаемыми формами и обвода­ми кузовов.

Наглядным примером этого могут служить выпущенные в этом году модели автобу­сов Magirus 150 и Mercedes О6600Н. На обеих машинах помимо тонкого литья и аккуратной ок­раски можно увидеть тончайшие металлизиро­ванные молдинги, хромированные колпаки на дис­ках колёс, прозрачную переднюю и заднюю све­тотехнику, а также хорошо читаемые логотипы и эмблемы производителей.

 

Единственным в Европе изготовите­лем моделей американских автобусов, в частности GMS, а также городских и ту­ристических машин марки Renault явля­ется компания «Busch».

Эта торговая марка ведёт свое начало от известной в начале 1980-х гг. фирмы «Praline», впер­вые выпустившей модель не германско­го автобуса. Ею стал французский турис­тический лайнер Renault FR-1. Позднее, после преобразования «Praline“ в “Busch» лицензионное копирование французс­кой марки было продолжено, и на свет появилась вторая мини-копия продукции Renault — модель R-312, долгие годы яв­ляющегося основным городским автобу­сом Франции.

Отличительной особенно­стью этой миниатюры стали вертикаль­ные стойки и поручни в салоне, ранее ни­когда не делавшиеся на моделях автобу­сов в этом масштабе.

Помимо вышеперечисленных фирм существуют множество мелких произво­дителей, выпускающих, как правило, одну или несколько моделей. К наиболее интересным относятся: «Века», S.E.S., SDV, «Вауегn Modell», I.M.U., NZG-Modelle, «Limo Cars» и др. В частности, S.E.S. до сих пор выпускает любимые нами Ikarus двести пятидесятой серий, в том числе и троллейбусы на их базе.

,

Чешская SDV из­готавливает сборные модели Karosa се­мисотой и девятисотой серий.

 

Производ­ством миниатюрных копий аэродромных автобусов Cobus занимается NZG-Modelle. Не так давно появившаяся на обломках гэдээровских фабрик игрушек в восточной Германии фирма «Века» про­должает «социалистическую» тему — она изготавливает модели автобусов Ikarus 180, когда-то  вовсю «бороздивших» ули­цы советских городов.

Испанская авто­модельная фирма «ЕКО» радует местных любителей моделями Pegaso,

а француз­ская «Norev» (более известная в сорок третьем масштабе) недавно начала вы­пуск моделей в НО-масштабе, в том чис­ле и автобусов давно забытой марки Saviem.

В Турции (!) благодаря стараниям фирмы «Kalyonmodel» появились на свет в рамках рекламной компании весьма приличные презентационные модели ав­тобуса Temsa Diamond. Фирма «Limo Саге» из Бельгии воспроизвела местные Van-Hool Т-815 и Jonckheere Deauville. Единственным миниатюрным голландс­ким автобусом является Bova Futura, воп­лощенная в металле фирмой EFSI. Аме­риканский континент представлен ком­паниями «Pirate Models ltd», делающей не­плохие модели местных машин из метал­ла и канадской «Promotex», выпускающей школьные автобусы International, выпол­ненные в традиционной жёлтой окраске с откидывающим­ся знаком «Stop» с левой стороны и мно­гочисленной дополнительной светотех­никой.

Из всего этого многообразия по качеству моделей особенно выделяются (впрочем, как и всегда) германские про­изводители.

На постсоветском пространстве изго­товлением моделей автобусов занимают­ся украинские моделисты. В отличие от своих зарубежных коллег украинцы делают модели из эпоксидной смолы, что в конечном итоге при наличии непло­хих пресс-форм приводит к ухудшению внешнего вида и ка­чества моделей из-за более «толстого» и грубого литья.

Ска­зывается и отсутствие современных производственных мощ­ностей по окраске моделей и изготовлению стёкол. Вместо полноценных ветровых и боковых стёкол из прозрачного пла стика в моделях используется обычная целлулоидная плён­ка. Окраска моделей осуществляется аэрографом вручную а мелкие детали красятся кисточкой.

Однако следует отдать должное энтузиастам отечествен­ного пассажирского транспорта из Украины, сумевшим на­ладить, практически при полном отсут­ствии интереса и спроса, мелкосерийное производство моделей автобусов в этом масштабе. Впечатляет и широкая гамма производимых моделей. Наши «братья славяне“ умудряются производить в по­луподпольных условиях модели практи­чески всех советских автобусов. В их чис­ле есть и довоенные капотные ЗИС-16 и послевоенные ЗИС-154, ЗИЛ-158, а так­же более поздние ЛиАЗ-677 и “горба­тый» ЛАЗ, многочисленные модифика­ции ПАЗиков и КаВЗов.

Не упущен из виду мировыми произ­водителями масштабных моделей и класс микроавтобусов. Здесь также гос­подствуют германские компании. Ими охвачен практически весь спектр произ­водимых моделей от первых Volkswagen Transporter и Ford Transit до современ­ных Mercedes Sprinter и Iveco Daily. На­глядным примером тому служат модели фирмы «Негра». Помимо традиционных пассажирских модификаций Mercedes Sprinter, Mercedes Vario, Volkswagen T-2, Volkswagen LT2, а также Volkswagen T-4 в её программе есть реанимобили и по­жарные автоцистерны с удлинённой ка­биной, соответствующей окраской и све­тотехникой на базе этих микроавтобу­сов. К наиболее экзотичным «микрикам» относится стекловоз Mercedes Vario с двойной кабиной и витринными стёкла­ми на специальных держателях по бор­там кузова. Знаменитые микроавтобусы марки Volkswagen копируют сразу не­сколько фирм. Так »Brekina» делает пер­вое и второе поколение этих машин.

Ком­пания «Roco» производит третье поколе­ние Volkswagen Transporter кроме тради­ционного пассажирского, ещё и в грузо­вом варианте, ну а все последующие поколения вплоть до самых современных изготовляет «Негра». Таким образом, на примере этой марки прекрасно видно, что коллекционеры имеют возможность собрать у себя дома на полке всю линей­ку этих замечательных автомобилей. Все вышеперечисленные модели микроавто­бусов ничуть не уступают своим «боль­шим братьям». Их так же отличает, не­смотря на свои миниатюрные размеры, детальная проработка кузова, салона и великолепная деталировка.

Значительный вклад в производство моделей микроавтобусов внесла уже упомянутая выше фирма «Busch». В ее программе присутствуют достаточно эк­зотические «микрики“, например такие, как “глазастый» DKW или «курносый» Citroen H (TUB) — известный нам по ста­рым французским фильмам о незадач­ливом полицейском с Луи Де Фюнесом в главной роли.

Не обойдён вниманием производителей моделей и другой не менее знаменитый автогигант — Ford. Миниатюрные микроавтобусы этой мар­ки выпускает целый ряд фирм. Самый эффектный из них, пожалуй, Ford Transit первого поколения от »Brekina»

с его очень запоминающейся внешностью и превосходным воплощением в миниатю­ре.

Подводя краткие итоги нашего обзора автобус­ных моделей, следует отметить, что крупные про­изводители ежегодно расширяют свой модельный ряд, делая ставку на новинки года, тем самым, да­вая возможность коллекционерам иметь у себя на полке модель, вышедшею одновременно со своим прототипом. Также растёт количество мел­ких фирм, продукция которых не менее интерес­на моделистам.

Всё это многообразие видов и окрасок моде­лей автобусов, а также их небольшие размеры и стоимость делают это направление масштабно­го моделирования очень интересным и увлека­тельным.

 

Автор: Алексей ДЕМИДОВ
Источник: Журнал «Автомобильный моделизм» №  5 2007 год

Похожие статьи:

Музей старинных автомобилей Вадима Задорожного
Как собирают грузовики МАЗ
Карельские «мыльницы» – связистам!
Я в древний троллейбус сажусь...
Все интересные статьи