8 (495) 103-49-83
Ваша корзина пуста / Войти или Зарегистрироваться

Известный и неизвестный Икарус-250

Автор: Дмитрий Чабанов

Фото

Опираясь на удачный опыт, полученный при проектировании и испытаниях экспериментальной модели Ikarus 550, разработка первенца 200-й серии — модели для междугороднего и международного маршрутов — Ikarus 250 заняла всего лишь шесть месяцев.

Вне всяких сомнений, создание 250-й модели было одним из важных моментов в истории фирмы. Кузов этого, сразу ставшего популярным 12-ти метрового автобуса, с его огромными окнами отражал попытки дизайнера Ласло Финты использовать угловатые линии для получения пассажирского салона значительно больших размеров в сравнении с предыдущими моделями, в то время как большие окна были спроектированы для обеспечения лучшего обзора для пассажиров.

Первый экземпляр был собран 1-го мая 1967 года и показан на Будапештской международной ярмарке в компании с шасси сочлененного автобуса 282-й модели. Вторая опытная машина, имевшая некоторые отличия, была собрана в этом же году и отправилась для обкатки в СССР. Однако переналадка производства оказалась сопряжена с непредвиденными сложностями, поэтому после своего первого представления в 1967 году, целых шесть лет потребовалось для того, чтобы 200-я серия полностью заменила в производстве более старые модели предприятия.

Модель подверглась бесчисленному количеству мелких изменений прежде, чем она была запущена в производство. Например, прямоугольные передние фары были заменены на сдвоенные круглые, длинные окна — на более короткие, на которые были установлены узкие сдвижные форточки, колесные арки получили более плавную форму.

В конструкции модели были внедрены решения, повысившие комфорт пассажиров, такие, как пневморессоры, установленные вместо листовых, увеличенный за счет более высокого уровня пола и установленного сзади двигателя отсек для багажа, широкие окна с прекрасным обзором, система принудительной вентиляции воздуха с совмещенными блоками индивидуальнного кондиционирования и освещения пассажирского места, холодильник.

Успех не заставил долго ждать: люксовая версия машины заняла второе место из семнадцати претендентов в наиболее престижной категории IV на Международной Автобусной Неделе в Ницце в мае 1969 года, и была награждена серебряным кубком Федерации Французских Производителей Автобусных кузовов. Два года спустя, Икарус оказался единственным представителем социалистического блока на шоу в Монако, где его супер люксовая версия выиграла, наряду с другими призами, Гранд-При состязания среди кузовов, учрежденный Принцем Монако Ренье. После того шоу французская пресса назвала этот автобус, с его кухней, туалетом, кондиционером и шестнадцатью вращающимися креслами со встроенными в подголовники динамиками, “Ролс-Ройсом» среди автобусов.

Массовое производство модели началось в 1970 году, но первые продажи в Советский Союз, ГДР и заказчикам внутри самой Венгрии стартовали уже в 1968 году. В ранних сериях задняя подвеска была несовершенной и часто выходила из строя, в переднем мосте ломались шарнирные соединения, поэтому, в 1971 году были сделаны первые доработки. Тем не менее, вскоре конструкция преодолела «болезни роста». В 1978 году на Будапештской международной ярмарке, наряду с новинками предприятия, в целях демонстрации живучести своих автобусов, была представлена машина Ikarus 250, построенная в 1968 году для СССР и прошедшая без капитального ремонта 1 350 000 км.

В конце 70-х модель подверглась значительной модернизации. Модификация 250.58 была представлена в 1980 году и явилась значимым моментом в истории модели. На этой модификации впервые был установлен пластиковый бампер. Передняя распашная дверь, открываемая вручную, была заменена на сдвижную, открываемую дистанционно. К этому моменту дизайн и форма сидений изменялись несколько раз. Модель имела улучшенные характеристики — 220-сильный двигатель Raba-MAN, установленный на автобусе в сочетании с 6-ти ступенчатой скоростной ZF коробкой передач; передний мост получил новый стабилизатор поперечной устойчивости. Ikarus 250.59, вышедший в середине 80-х, имел взамен четырех длинных окон между дверьми, пять более узких – три с форточками и два «глухих», установленных поочередно. Задняя дверь, так же, как и передняя, стала сдвижной, управляемой дистанционно. Кожухи воздуховодов на крыше были видоизменены – вместо трех широких были установлены два попарных, меньших размеров.

До второй половины 80-х модель производилась только в Будапеште, в то время как мощности Секешвехервара были заняты выпуском других междугородних моделей 200-й серии. Примечателен факт, что 20 000-м и 50 000-м автобусами, выпущенными предприятием для СССР в 1973 и 1978 годах соответственно, стали машины 250-й модели.

На базе Ikarus 250 на протяжении всего срока производства выпускались люксовые модификации для конференций и других специальных нужд по заказу покупателей, как в самой Венгрии, так и за ее пределами (например, для германской службы разведки Штази и Эмира Кувейта). Они оснащались салонами повышенной комфортабельности с вращающимися креслами, кухней, улучшенными версиями кондиционеров и т.п.

Во время срока производства модели, на нее устанавливались различные двигатели. Компания представила экземпляр, оборудованный двигателем Cummins для Филиппин и прототип с двигателем DAF для Тайваня. В 1996 году несколько машин с двигателем DAF было продано в Саудовскую Аравию и в ОАЭ. Это были последние машины 250-й модели, произведенные заводом.

Советский Союз, наряду с Восточной Германией явились основными заказчиками этой современной, удовлетворяющей самым высоким требованиям европейских стандартов международных перевозок модели. Доля импорта Ikarus 250 за весь срок его производства составила для СССР около 90%. Из общего количества выпущенных машин, составляющего 17 384 штук, 15 870 единиц 250-й модели разных модификаций было поставлено в СССР и позже в Россию. Венгрия занимает лишь третье место среди стран-заказчиков данной машины.

Модель, ставшая флагманом в производственной линейке, постепенно передала этот титул более современным машинам только после почти трех десятилетий производства. Большое количество автобусов 250-й модели до последнего времени находилось в эксплуатации.

Ikarus 250 явился важнейшей ступенью в развитии предприятия и поддержкой экономики Венгрии, а также, одной из самых значимых и известных моделей в автобусной индустрии.

Дмитрий Чабанов специально для Classicbus.

При написании статьи использованы материалы книги The Rolling Legends (Gerlei Tamas, Laszlo Kukla)

Спасибо за фото Платону Сапанадзе!


Похожие статьи:

Интервью с главным инженером автобусного парка № 3 города Москвы А.В. Нефедовым.
ОАО "Павловский Автобуc" (ОАО "ПАЗ")
Репортаж о частном музее "МОТО-АВТО-АРТ"
ЗИС 8 - процесс реставрации в Музее МОСГОРТРАНСа
Все интересные статьи