8 (495) 103-49-83
Ваша корзина пуста / Войти или Зарегистрироваться

Троллейбусы из Киева

О том, что в советские времена выпускались троллейбусы марки «Киев» знают не многие. Еще бы, в России этих машин не было, а то количество, которое было изготовлено и поставлено в украинские города, было ничтожно малым по сравнению с троллейбусами, поставляемыми гигантом Заводом им. Урицкого из г. Энгельса. Тем не менее, эти троллейбусы для некоторых украинских городов стали спасательным кругом в городских перевозках.

До последнего времени о заводе, который изготавливал троллейбусы в Киеве, было известно не много. Предприятие находилось практически в центре столицы Украины и называлось киевский завод электротранспорта им. Дзержинского. 18 лет назад из ворот этого предприятия выехал последний троллейбус.

Свою историю предприятие ведет с 1906 года, когда были созданы Главные трамвайные мастерские г. Киева. Работа над созданием этих мастерских началась еще в 1904 г. на базе Васильковского трамвайного парка. Основная работа мастерских была связана с ремонтом трамвайных вагонов. Через 5 лет в мастерских было налажено производство моторных и прицепных вагонов. При советской власти мастерские были национализированы, но находились в упадке до 1922 г., когда здесь начали ремонтировать «мертвые» вагоны. В 1931 г. мастерские были реорганизованы в трамвайный вагоностроительный завод им. Домбаля. Здесь по-прежнему производился ремонт и изготовление трамваев. В 1931-1934 г.г. завершили реконструкцию и расширение завода. С развитием троллейбусного движения в советских городах на заводе стали уделять внимание и этому виду электротранспорта. Так в середине 30-х завод для нужд города собрал 4 троллейбуса ЛК-5.

В конце 1935 г. предприятие переименовали в киевский завод электротранспорта им. Дзержинского (КЗЭТ). Руководство страны распорядилось сосредоточить производство троллейбусов в одном месте, поэтому в Киеве сборку троллейбусов с 1936 г. прекратили. Предприятие вновь переключилось на изготовление и ремонт трамваев. После Великой Отечественной войны завод был восстановлен, а первая послевоенная его продукция так же была связана с трамваями.

Бурное развитие троллейбусного движения во многих городах Украины требовало большого количества подвижного состава. Предприятия из России не справлялись с выполнением заказов, тогда было принято решение вновь приступить к сборке троллейбусов в Киеве. В конце 50-х на завод в Киев была передана со СВАРЗа документация на троллейбусы моделей ТБЭ-С.

В 1958 г. началось их производство, а в 1960 г. был собран последний

троллейбус ТБЭ-С. Всего заводом было изготовлено 19 троллейбусов этой марки. Во время их эксплуатации на городских маршрутах были выявлены существенные недостатки в их конструкции. Так в дождливую погоду крыша троллейбуса протекала, что доставляло неудобство пассажирам. Кроме того, боковые стекла из оргстекла даже при небольшом усилии на них трескались. Эксплуатация троллейбусов с трещинами в стёклах запрещалась, поэтому необходимо было заменять стекла на новые. Затраты на оргстекло выросли до таких размеров, что этой статьей расхода заинтересовались контролирующие органы. Все эти недостатки заставили конструкторов КЗЭТа провести модернизацию этих машин и задуматься над созданием троллейбуса собственной конструкции. Конструкторский коллектив во главе с В. Серегиным в течение 1959 г. работал над созданием опытного образца троллейбуса. Получившего обозначение «2Т».

В апреле 1960 г. новому троллейбусу был присвоен бортовой номер «418». При его проектировании конструкторы были ограничены в выборе узлов и агрегатов. Начинка «2Т» в своем большинстве была заимствована с распространенной в те годы модели МТБ-82, но отличался этот троллейбус необычным внешним видом с современной на то время конструкцией кузова. Для входа в салон использовали створчатые двери, использовавшиеся в то время в трамвайных вагонах МТВ-82 и КТМ-1/КТП-1. Опытный троллейбус имел удлиненную переднюю часть, что позволило разместить широкие передние двери за передним мостом. При этом кабина водителя так же получилась достаточно просторной. Достоинства по кузову превратились в недостатки управляемости. Передняя управляемая ось получилась сильно перегруженной, и для маневрирования требовалось прикладывать водителю огромные усилия. Надо отметить, что в те времена еще не практиковалась установка гидроусилителя руля. Эти недостатки заставили в августе 1960 г. снять троллейбус с баланса депо и отправить его на КЗЭТ на переоборудование.

В 1960 г. на улицы Киева вышел еще один опытный троллейбус «2Ту» — укороченная версия первого опытного образца.

Эта разработка КЗЭТа получила бортовой номер 419. Машина была короче за счет переднего свеса, что позволило уйти от недостатков модели «2Т». Успешно пройдя испытания на городских маршрутах, было принято решение на основе этого образца запустить в серию троллейбусы, получившие наименование КТБ-1 ( «Киев-1», заводское обозначение «2Тм»).

Первый такой троллейбус появился в октябре 1960 г. На балансе троллейбусного парка он числился под номером 424. Вслед за ним на городских маршрутках Киева стали появляться другие троллейбусы этой марки. Эксплуатация «Киев-1» показала, что створчатые двери не способны обеспечивать надежную работу при большом пассажиропотоке, поэтому уже летом 1962 г. решено было комплектовать троллейбусы ширмовыми дверями при очередных плановых ремонтах. При изготовлении новых троллейбусов конструкторами КЗЭТа в 1962 г. было внесено много изменений в конструкцию. Кроме замены дверей на ширмовые был изменен внешний вид передней части кузова. Для обогрева салона в зимнее время стали использовать тепло выделяемое реостатами. Сидения в салоне стали более комфортабельными. Эти все нововведения отразились на обозначении модернизированных машин. Троллейбусы стали именовать «К-2» ( «Киев-2»).

В 1962 г. на маршрутах Киева стали появляться троллейбусы «Киев-3». Что же представляли собой эти машины? Внешне машины чем-то  напоминали собранные в 1958-60 г.г. в Киеве ТБЭ-С. Это сходство оказалось не случайным. «Киев-3» — такое название получили троллейбусы ТБЭ-С, которые прошли модернизацию на КЗЭТе. В результате доработки были усилены некоторые элементы кузова, задний ведущий мост заменялся на мост автомобиля МАЗ-200. Кроме того зашивались окна на крыше и устанавливался гидроусилитель руля. От машины к машине росла сложность модернизации этих троллейбусов. Так на первом троллейбусе был изменен передний бампер, головные фары и установлены ширмовые двери. Модернизация троллейбусов проводилась в течение 1962-63г.г. В этот период в месяц заводу удавалось проводить ремонты двум и более троллейбусам. Машины с более глубокой модернизацией получили укороченную переднюю часть кузова аналогичную как на троллейбусах «Киев-1».

При этом передние двери переносились в межосевое пространство, а лобовые панорамные окна оставляли без изменений. Отметим что часть троллейбусов «Киев-3» отправлялась на работу в другие города Украины.

«Киев-4» ( «К-4») такое обозначение получил троллейбус, разработанный конструкторским бюро КЗЭТа в течение 1962 г.

В этом троллейбусе конструкторы учли все недостатки предыдущих моделей, а также опыт зарубежных машин. Только в конце 1963 г. был воплощен в металле первый образец «Киев-4». Он имел технологичный кузов, который легко было не только собирать, но и ремонтировать. Впервые на этом троллейбусе были установлены штангоуловители. Их применение позволило избегать обрыва контактных сетей, что впоследствии приводило к простою техники, связанному с ремонтом контактных проводов. Этот троллейбус работал в Киеве с бортовым номером 492. Изменения коснулись тормозной части. Так ведущий мост вместо тормозных камер стал комплектоваться воздушными цилиндрами, а тормозная схема стала состоять из двух независимых контуров. Это значительно повышало безопасность движения. Кроме доработок связанных с надежностью конструкторами был обновлен пассажирский салон. Впервые стали использовать для отделки стен и потолка пластик. На стенке кабины водителя в салоне устанавливались большие электрические часы. Кабина водителя по-прежнему была просторной. «Киев-4» во время эксплуатации находился под пристальным вниманием конструкторов. В течение 1964 г. проводились работы по его усовершенствованию, выявлялись заводские дефекты. Параллельно с доведением нового троллейбуса КЗЭТ продолжал собирать «Киев-2». Для того чтобы поднять пассажировместимость было решено на всех вновь изготавливаемых троллейбусах «Киев-2» и «Киев-4» в салоне сиденья стали устанавливать по три в ряд. Троллейбусы «Киев-4» в основном стали поставляться в города Украины с равнинным рельефом местности.

Заслуживает внимания еще одна модель киевского завода электротранспорта им. Дзержинского. «Киев-5ЛА» ( «К5-ЛА») был собран предприятием еще в начале 1963 г.

Ее проектирование велось специально для населённых пунктов с небольшими пассажиропотоками, такими как Чернигов, Житомир, Полтава и др. За основу был взят популярный в то время автобус ЛАЗ-695Е. Вместо двигателя внутреннего сгорания устанавливался электродвигатель и управляющие электросистемы. Весной 1963 г. первый образец троллейбуса прошел испытание в Киеве. После его интенсивной эксплуатации в течение месяца. Затем троллейбус вернулся на завод, где были устранены выявленные недостатки. В серийное производство троллейбусы пошли доработанными. КЗЭТом эти троллейбусы изготавливались в небольшом количестве.

О создании троллейбуса повышенной комфортности и вместимости, не уступающего зарубежным образцам, на предприятии заговорили в 1965 г. Тогда началась разработка проекта нового троллейбуса совместными усилиями конструкторов киевского завода электротранспорта им. Дзержинского и студентов Харьковского института инженерно-коммунального строительства. Результатом такой совместной работы и стал троллейбус «Киев-6» ( «К-6»), опытный образец которого появился в 1966 г.

Машина комплектовалась как агрегатами позаимствованными — «Киев-4», так и вновь разработанными. Впервые в отечественной практике троллейбус получил трехдверный кузов. Салон имел четырехрядное размещение мягких сидений. «Киев-6» комплектовался мостами типа МАЗ-500с бездисковыми колесами, при этом редуктор ведущего моста использовался от самосвала МАЗ-503. Для облегчения работы водителя был установлен пневматический усилитель руля. Пневматическое и электрическое оборудование этого троллейбуса было аналогичным, как на троллейбусе ЗиУ-5. «Киев-6» получил инвентарный номер 546 и попал на маршрут в марте 1968 г. Через полгода машина вернулась в экспериментальный цех завода. Учитывая опыт эксплуатации троллейбус «Киев-6» стал основой для создания серийной модели, получившей обозначение «Киев-6А».

На этой модели устанавливался кузов улучшенной конструкции и более гармоничного внешнего вида со слегка измененным дизайном передка. Кузов имел большую площадь остекления, два барабана для тросов токосъемников. Да и внешнее оформление было довольно тщательно проработано. Троллейбус имел двухцветную окраску, декоративные колпаки на колесах, изящные буфера. В 1969 г. на троллейбусах стали использовать венгерские задние мосты «Raba». Производство троллейбусов «Киев-6А» продолжалось до 1973 г. За это время было изготовлено 336 экземпляров данной машины. Троллейбусы получили широкое распространение в Украине, поставлялись практически во все областные центры. С троллейбусами «К-6» связана еще одна интересная история. В 1967 г. научно-исследовательским и конструкторско-технологическим институтом городского хозяйства началась разработка первой в СССР тиристорно-импульсной системы управления (ТИСУ). Система разрабатывалась с оглядкой на аналогичную систему производства швейцарской компании «ВВС», которая использовалась на троллейбусах в Цюрихе. Киевские специалисты переплюнули иностранных разработчиков, за что получили авторское свидетельство. Одна из таких систем благодаря поддержке начальника киевского трамвайно-троллейбусного управления (КТТУ) была смонтирована на серийную модель. Машина с такой системой получила обозначение «Киев-6Т» и под номером 547 с апреля 1972г вышла на городской маршрут №  9.

Троллейбус проходил по маршруту до 1974 г., когда эта система была снята. В середине 70-х предприятие переключилось на выпуск грузовых троллейбусов – троллейвозов, о которых расскажем отдельно.

Вновь к производству пассажирских троллейбусов киевский завод электротранспорта им. Дзержинского приступил в конце 80-х. В 1989 г. КТТУ заказало на КЗЭТ изготовление троллейбуса повышенной вместимости. В течение 1990 г. на предприятии разрабатывали документацию на трехосную шарнирно-сочлененную модель «Киев-11».

Еще на стадии эскизного проекта предполагалось создание нескольких вариантов троллейбуса по кузову. Кроме сочлененной модели предусматривался вариант обычного двухосного троллейбуса. Укороченный вариант получил обозначение «Киев-11у» и готовился к серийному производству как двухосная модификация базовой модели.

Троллейбусы были спроектированы с использованием только отечественных комплектующих. Исключение составлял ведущий мост «Raba» 118.77. При проектировании кузову придали оригинальный дизайн с учетом эргономики того времени. Троллейбусы были укомплектованы РКСУ, изготовленными на заводе «Динамо», несмотря на то, что завод располагал хорошими наработками по ТИСУ. «Киев-11У» был принят в августе 1991 г. А в октябре этого года и сочлененный «Киев-11» поступил в первое троллейбусное депо Киева под номером 050. До этого машина находилась на опытной эксплуатации. До конца 1991 г. и в 1992 г. было изготовлено еще 7 машин. Работа «Киев-11» на городских маршрутах выявила сырые места конструкции и требовала серьезной доработки. Но из-за того, что КЗЭТ физически не мог собирать более 40 машин в год, производство этих троллейбусов было передано на Днепропетровский завод «Южмаш». Там троллейбус немного модернизировали и начали выпускать как «ЮМЗ-Т1». Нужно добавить, что по документации КЗЭТ в Минске в 1993-1995 г.г. были изготовлены 5 троллейбусов «Киев-11» на предприятии «Белремзавод» (сегодня это «Белкоммунмаш»).

В конце 1994г первый троллейбус «Киев-11» с бортовым номером 050 был снят с эксплуатации и передан заводу «Авиант», где начались работы над следующей моделью «Киев-12». Этот троллейбус уже не имел отношения у КЗЭТу. «Киев-11У» унаследовал все недостатки от своего старшего брата, но его выпуск продолжался до конца 1996г.

Всего было выпущено 48 машин, которые поставлялись разные города Украины, эксплуатировались сравнительно не долго. На этом закончилась история основоположника троллейбусного производства в Украине. Надо отдать должное предприятию в том, что его последние модели послужили хорошим подспорьем для разработки новых троллейбусов на заводах «Авиант» в Киеве и «Южмаш» в Днепропетровске.

Выпуск пассажирских троллейбусов КЗЭТ по годам

Наименование модели Годы выпуска Количество шт.
ЛК-5 1935-1936 4
ТБЭ-С 1958-1960 19
2Т и 2Ту 1960 2
«Киев-1» (2Тм) 1960-1964 114
«Киев-2» 1964-1965 105
«Киев-3» (модернизация ТБЭ-С) 1962-1963 19
«Киев-4» 1965-1969 767
«Киев-5ЛА» 1963-1964 Не более 30
«Киев-6А» 1968-1973 337
«Киев-11» 1991-1992 8
«Киев-11У» 1991-1994 48

При подготовке материала были использованы:

Фотографии из музея КП Київпастранс и автора.

Автор: Александр Говоруха, специально для Classicbus


Похожие статьи:

Музей Porsche
Красивые фотографии общественного электротранспорта
Общественный транспорт в столице Мавритании
Бизнес внутри старого школьного автобуса
Все интересные статьи