8 (495) 103-49-83
Ваша корзина пуста / Войти или Зарегистрироваться

Выставка общественного ретро-транспорта в Санкт-Петербурге     








В рамках форума, посвященного пассажирскому транспорту, и прошедшего в Питере с 27 по 29 мая 2015 года, состоялось достаточного редкое событие – выставка общественного ретро-транспорта. Реклама выставки для горожан была ненавязчивой: выяснить, будет ли она работать в выходные, удалось только путем электронной переписки. О таких редких мероприятиях надо трубить в трубы. Детишек-то надо просвещать!

Итак, начнем с того, что только в мечтах и виделось: Икарус-55 и 55 Люкс. Это фантастика! Последний раз видел уплывающую корму этого красавца где-то на рубеже 70-80-х годов. Качество восстановленных автобусов из Прибалтики выше всяких похвал. Плюс полный доступ в салон и даже за руль! Расцветка и обивка сидений в стиле современников Форд Мустанг первого поколения. Удивляет, что при небольшом расстоянии между сиденьями располагаться на них весьма уютно. Хотя, конечно, сидеть – не ехать километров этак сто, да и щенячий восторг глаза затуманил. Водитель – опрятный прибалтиец в форме и фуражке – не отказал в общении. За рулем тесно, перед коленями металлическая панель, даже ремень безопасности не увидел, но какой кайф! А в противоположном конце салона – уютнейшая галёрка.











Но можно порадоваться и за Родину: будет и у нас 55-й! В углу скромненько на сцепке с потомком-техпомощью стоял загрунтованный остов восстанавливаемого автобуса. Как-то еще в школе ходили в поход в 80-х, и чуть ли не средь поля стоял такой же умирающий автобус. А вдруг это он и есть? Ну, это лирическое отступление, а мы ждем и надеемся!



 




Переходим к красавцу МТБ-82. Классические цвета, хром и эти умилительные закругления на всех углах. Прямо погладить хочется! А наклонные ветровые окна?  Проспект товарища Щорса – лезем в интернет – это Малый проспект Петроградской стороны. И скорее – в салон, в салон! И внутри он такой же кругленький, хотя и не деревянный – нет ощущения тепла. А вот и пол – стиральная доска, про который совсем недавно узнал. Да, не для дамских каблуков. Как и в 55-м очень уютный задний диван. Вот туда бы забраться и ехать от кольца до кольца. И еще бы в 10-летнем возрасте, когда был счастлив просто так, по умолчанию. На потолке – оригинальные плафоны освещения. Насчет МТБ – не знаю, но в ЗиУ-5 я такие помню. Кабина на замке, но через стекло удалось разглядеть рабочее место водителя. Красавец! И ведь он на ходу!








А вот и троллейбус детства – ЗиУ-5 – в замечательной расцветке. Просторный, казалось бы, салон в сравнении с предшественниками, но третья дверь не помешала бы. Пробираться к выходу между рядами двухместных кресел в час пик было, как говорится, не фонтан. Но как же он «пшикал» пневматическими, видимо, тормозами, как постоянно что-то перещелкивалось у него в районе кабины («что-то», очевидно, реле).  Так и перемещал меня этот шипяще-щелкающий бело-зеленый либо бело-синий слон с железо-хромо-кожзамовым салоном, с «зарешеченным» стеклом кабины (чтоб не разбили в давке), с трехэтажными выштамповками «под окна» на дверях и с теми самыми - уже оригинальными - плафонами на потолке по маршруту № 17 (от ул. Костюшко до Казанского собора). Касса! Ребята, это же касса! Бросил 4 коп. и выкрутил билетик. И ведь бросали и выкручивали! Какие мы были сознательные! А как касса заботливо огорожена поручнем! А коричневые «кармашки» для использованных билетиков! К слову, модель этого троллейбуса в масштабе 1:43 была особенно долгожданной. А вот задняя площадка перестала быть «уютненькой», зато стала «полезненькой», накопительной. На фото она кажется еще больше, чем в реальности. Такой же эффект получается и с проходом между сиденьями – не кажется он узким. Но это, товарищи, оптический обман! А советского человека обмануть невозможно!









Его потомок – ЗиУ-682Б – не столь изящен, дизайн в некоторой степени пал жертвой функциональности и, возможно, экономии. Но зато эти машины в модернизированном виде до сих пор ездят по улицам. Тут и средняя дверь появилась, хотя переднюю урезали в два раза, и проход между креслами стал шире. Элемент узнаваемости, конечно, трапециевидные колесные арки. 





А рядышком – лаборатория контактной сети родом из Киева. Правда я их встречал исключительно в варианте окраски желтый с бордовым в исполнении техпомощи или грузовика. Тут уж о стиле речь не идет, но во имя справедливости посмотрите, например, на пассажирский «Киев-5». Красивая машина! Впервые увидел его на последней странице обложки «За рулем» - помните рисунки Захарова? Благодаря обильному остеклению машина кажется легкой, воздушной, что ли.





Ярчайший экспонат, знакомый нам, прежде всего, по фотографиям блокадного Ленинграда, ЯТБ-1. Какие цвета! Интересно, они в оригинале так окрашивались? Салон – царство дерева. Вот тут чувствуешь ту теплоту, которой не хватало в МТБ. Жаль, родные плафоны не сохранились – столько лет прошло… Но троллейбус-то восстановили, молодцы! Пол как в МТБ – ребристый, а вот потолок низковат: мои рубль восемьдесят пять по вертикали не распрямились. Маршрут начинается на Красной Площади! В смысле, на площади Александра Невского. Пусть уж Красная будет одна.








ЗиС-154, автобус прогрессивной, но сложной конструкции, который был заменен на более примитивный 155-й. Но я их рассматриваю в контексте дизайна, а в этом они оба обаятельны! Машина, представленная на выставке, в начале пути реставрации – салон отсутствует. Но как же здорово, что он есть, что не успели растащить на «чермет», из-за которого, подозреваю, мы потеряли раритеты, которые еще можно было оживить. Красавец!








ЛАЗы! Куда же без них в рассказе о городском транспорте 70-80-х! Узкие, как игрушечные, дверки, высокие ступеньки, узкий проход между рядами, опять же, двухместных кресел. Но помните этомурчание ЗиЛовского двигателя на холостых оборотах? И как было здорово забраться на подиум задних кресел у окошка за дверью! А ведь некторые из них и сейчас в строю. В прошлом году довелось в Оренбурге на таком прокатиться. И, конечно, дизайн! Речь о 695-м, его масштабная модель первой попала в мою коллекцию. Здесь он уже без «горба», но это его не портит. Эта правая створка передней двери с треугольным окошком и округлая пока еще мордашка с наивным выражением фар! И еще, по-видимому, воздуховоды обогрева ветрового стекла, четвертинки шара такие (кстати, четыре штуки, если не ошибаюсь), в которых еще табличку с номером и маршрутом крепили – мелочь, а приятная глазу фишка. Это уже лишь отголоски расцвета дизайна, еще не принесенного в жертву маркетингу. Такими деталями дизайн машины и запомнился. Его потомок, увы, таких эмоций не вызывает.












677-й! О, сколько нам открытий чудных готовит семьдесят седьмой… Маршрут № 72 возил меня в детстве в Купчино, а позже - на первом курсе - на картофельное поле в окрестностях тогда еще Ленинграда помогать колхозникам в уборке урожая. Теперь я понимаю, что у того экземпляра сзади амортизаторы не работали. Водитель по пути в поле гнал по шоссе так, что на волнах асфальта мы, стоящие на задней площадке, подлетали до потолка! Что до открытий, так это ж советский автобус с автоматической КПП! Расположение дверей, конечно, не самое удобное. Зато здорово было занять место у окна сразу за водителем – забился в уголок и вряд ли придется уступать кому-нибудь это место. А помните, как двери открывались: мееееедленно-мееееедленно, приходилось им помогать. Но нет худа без добра – они не бились о стенки как в других автобусах и троллейбусах (не самых новых, конечно). Жаль, что ЛиАЗ был закрыт, но качество восстановления на высоте – взгляните на качество покраски! Конечно, найти свежий 677-й легче, чем 154-й, но все равно молодцы!






Но с Икарусами ему было конкурировать тяжело. Большую часть времени при поездках на этих автобусах я провел, стоя у кабины и с замиранием сердца наблюдая за действиями водителя: вот он нажимает четыре красных круглых кнопки – и с шипением закрываются четыре двери автобуса-гармошки, вот он включает передачу длинным блестящим краской рычагом КПП, вращает влево большой, но с гидроусилителем, руль - и наш желтый лайнер отчаливает от остановки! Как эффектно работали большие стеклоочистители, щетки которых всегда оставались вертикальными! Эти машины я полюбил уже не за дизайн (хотя они и не были примитивными коробками), я захотел стать водителем городского Икаруса! Так я и ездил год за годом, стоя у кабины. Круглые кнопки сменились квадратными клавишами, отчего нажатие на них выглядело еще изящнее. Белые поручни уступили место черным, водитель объявлял остановки в микрофон, заботливо установленный на гибкой штанге (или это был «тюнинг»?). Желтые машины сменились белыми. В то же Купчино меня возил если не ЛиАЗ 72-го маршрута, то Икарус 63-го. Так вот, на прямике от предпоследней остановки до конечной, когда пассажиров уже практически не было, иногда водители «давали жару». Если ты при этом стоял на круге, соединяющем автобус с прицепом, то на волнах дорожного покрытия, когда круг «переламывался», можно было вместе с ним поскакать. Притащив откуда-то ЗиЛовский руль, я сколотил дома «приборную панель» Икаруса с кнопками и т.п., и «ездил», объявляя остановки и «шипя» при нажатии кнопок дверей. До сих пор мечтаю порулить настоящим Икарусом. Товарищи, выбирайте профессии, от которых ваши глаза горят и сердце учащенно бьется!








Маршрутки РАФ-977 помните? В детстве еще захватил. Но потом появился 2203, который и был на выставке. Что характерно, за неделю до этого встретил такой же в городе. Так вот передвигался он в транспортном потоке весьма резво. Даже подумал, что на выставке был именно он. По крайней мере, расцветка совпадает. Касаемо дизайна, это не золотой век, но для своего времени дизайн считаю настолько удачным (только со старым «передком»), что не смог пропустить ни одной версии масштабной модели этого микроавтобуса, вышедшей в известной журнальной серии. Даже инкассаторский броневик на базе РАФ-2203 нравится!





Из «не-автобусов» на выставке порадовала «Волга» ГАЗ-24:





И еще несколько экспонатов:












Были на выставке перспективные трамваи, но, увы – их показали только в будние дни, у утром в субботу их уже грузили на «тралы». Старых трамваев там не было, т.к. путей рядом с выставкой нет (Питер перестал быть самым трамвайным городом мира), а перевозка слишком хлопотна. Но я до них как-нибудь доберусь, потому что они вызывают те же трепетные чувства, что и экспонаты этой выставки. В общем и целом большое спасибо организаторам за редкую (именно – редкую) возможность увидеть да еще и пощупать (в смысле, с доступом в салон) уникальную технику. Отдельное спасибо за то, что бесплатно! Спасибо владельцам техники за душевное общение, в том числе прибалтийцам. Просьба к организаторам одна: больше рекламы, организация работы в выходные дни и четкая информация хотя бы на сайте о днях и времени посещения.




Ну а Classicbus спасибо за труд, позволивший осуществить то, о чем и не мечтал – стать обладателем моделей – свидетелей моего детства и юности!


Андрей Яковлев, Санкт-Петербург.

Фотографии – Екатерина Яковлева.


Похожие статьи:

Тест-драйв автобуса ЗИС-8
Самый необычный общественный транспорт...
Музей в Юрмале
Троллейбусы из Киева
Все интересные статьи