8 (495) 103-49-83
Ваша корзина пуста / Войти или Зарегистрироваться

У кого длиннее?

Низкопольный автобус сочлененного типа МАЗ-205 является самой длинной «гармошкой» в СНГ. По этому показателю белорусский автобус почти на метр превосходит основного российского конкурента ЛиАЗ-6213. Но любят не только за длину, это вам скажет любая девушка. Тем более, что минский низкопольник собрался покорять искушенную европейскую публику. Чем же может похвастаться белорусский «зубр»?

Сразу оговоримся, что перед нами низкопольный автобус, разработанный с учетом всех европейских стандартов. Данный экземпляр готов к работе в странах Евросоюза, оснащен дизелем Евро-5, двумя салонными кондиционерами на крыше тягача и прицепа, камерами видеонаблюдения и т.д. Хотя существуют и более дешевые версии МАЗ-205 для рынка России, Белоруссии или Украины.

Камеры видеонаблюдения установлены у всех дверей кроме передней

Характерными чертам минских автобусов второго поколения стали единое ветровое стекло (эффектное, но дорогое), точечная передняя и задняя оптика, установка кресел на специальных подиумах. И куда ж в Европе без низкого пола? Правильно, никуда. МАЗ-205 имеет не только единую оконную линию по всей длине, но и ровный уровень пола, без ступенек, и практически без перепада высот. Небольшие уступы в районе соединительной площадки не в счет. Такого результата удалось достичь благодаря применению портальных осей ZТF и узла соединения собственной разработки. И хотя к конструкции автобуса есть немало вопросов, наконец-то белорусский сочлененник вытянули как «по струнке».

Кресла оборудованы подлокотниками, возле дверей вентиляторы отопителя

Для удобства входа/выхода МАЗ-205 имеет четыре полноценных двустворчатых двери. Увеличена и пассажировместимость «гармошки». Салон оборудуется 35 или 39 местами для сидения в зависимости от комплектации. Общая пассажировместимость по разным данным от 175 до 190 мест. В тестовом автобусе для Европы была обнаружена табличка, «разрешающая» проезд 178 пассажирам (39 мест для сидения).

Пассажировместимость в комплектации для Европы – 178 человек, плюс два места для инвалидов

Кроме этого в низкопольнике имеются площадки для проезда двух инвалидов-колясочников. Для их удобства, вторая и третья двери МАЗ-205 оборудованы откидными аппарелями. Но людям с ограниченными возможностями вряд ли понравится компоновка МАЗ-205. Прямо напротив второй двери размещен моторный отсек с узкими проходами по сторонам (около 750 мм). «Вписаться» в такие проходы на инвалидной коляске будет явно непросто, особенно если возле дверей будут находиться стоящие пассажиры.

Площадка для инвалидов оборудована фиксирующей спинкой и низкой кнопкой требования остановки

Площадка для инвалидов оборудована фиксирующей спинкой и низкой кнопкой требования остановки

Аналогичные трудности ожидают и женщин с детскими колясками, поскольку даже площадка возле четвертой двери небольшая. Часть пространства «съёл» задний ряд кресел. Странное решение, ведь с учетом среднемоторной компоновки МАЗ-205, в хвосте можно было разместить большую накопительную площадку для таких пассажиров.

Для поддержания климата в салоне, на крыше установлено два раздельных кондиционера, в холодное время года температуру поддерживают салонные отопители и конвектор. Наконец-то для создания комфортного микроклимата конструкторы отказались от применения откидных форточек, как на первом поколении автобусов МАЗ-105. Новый низкопольник оборудован большими сдвижными окошками, потолочными вентиляционными люками и тонированными стеклами.

Фильтр-сепаратор и бак для мочевины расположены рядом с двигателем, слева по ходу движения

С места водителя

В соответствии с европейскими стандартами, рабочее место водителя городского автобуса не отделяется от пассажиров перегородкой. Тестовый МАЗ-205 выполнен по аналогичной схеме. Такая компоновка позволила сделать площадку у передней двери еще более просторной и удобной для пассажиров. Кстати, «гармошка» без перегородки явно пришлась бы по вкусу москвичам – широкая площадка позволяет установить валидатор так, чтобы не ущемлять «права» входящих пассажиров, оставив хоть немного свободного места. Но на российских экземплярах МАЗ-205 перегородку всё же устанавливают – иначе сложно обеспечить водителю комфортные условия труда, поддерживать нужную температуру в кабине.

Рабочее место водителя не отделено от салона перегородкой

В автобусе «европейского образца» рядом с салонным зеркалом установлен монитор, на который выводится изображение с камер видеонаблюдения. Водитель без труда сможет контролировать ситуацию на площадках возле второй, третьей и четвертой двери.

Для удобства водителя разработана передняя панель, которая регулируется вместе с рулевой колонкой. Для обеспечения безопасности перевозок, работу основных узлов и агрегатов контролирует электроника, информация выводится на жидкокристаллический экран.

Двигатель и обслуживание

Как уже говорилось выше, моторный отсек МАЗ-205 расположен в центре автобуса, напротив второй двери. Это говорит о том, что минский низкопольник выполнен по так называемой тянущей схеме, в то время как большинство конкурентов устанавливают двигатель в хвосте «гармошки», используя толкающую компоновку. Основные плюсы установки силового агрегата в передней части автобуса очевидны – «гармошка» имеет лучшую проходимость по скользким и заснеженным дорогам, существенно снижается стоимость автобуса за счет установки более дешевого узла соединения. Кроме того, размещенный в головной секции двигатель проще обслуживать. Есть и минусы. Шкаф моторного тоннеля «съедает» часть свободного пространства салона. Шумоизоляция минских автобусов также оставляет желать лучшего. В салоне отчетливо слышен рокот дизеля, что вряд ли понравится «разбалованным» европейским пассажирам.

Основные точки обслуживания собраны в левой части тягача

Аккумуляторные батареи размещены на выдвижной платформе

Белорусский низкопольник оборудован рядным 6-цилиндровым силовым агрегатом Mercedes-Benz OM906LA Euro-5 в сочетании с АКП Voith D854,5. Двигатель развивает максимальную мощность 286 л.с., что не назовешь выдающимся результатом, но для городского автобуса вполне достаточно. Максимальная скорость сочлененного автобуса без ограничителя 96 км/ч. Это даже перебор. Зато мощный дизель неплохо тянет на низах, поэтому стартует МАЗ-205 мягко, без ощутимых рывков. «Автомат» работает предсказуемо, без заметных задержек. Вообще, управление белорусским автобусом напоминает компьютерный симулятор. Электронная педаль газа, плавный разгон, аналогичное торможение. Никакой вибронагрузки на органах управления. Мощный гидроусилитель позволяет вращать руль чуть ли не одним пальцем. Все это создает иллюзию компьютерной игры. Гораздо большую иллюзию, чем при управлении другими машинами и автобусами с АКП.

Основные параметры контролирует электроника, информация выводится на дисплей

Распродажа

Судьба низкопольных автобусов семейства МАЗ-205 пока не совсем ясна. Рассчитывать на крупные продажи в Европе не приходится, поскольку в Старом Свете сочлененники с тянущей схемой редки. И преимущества подобной компоновки надо еще доказать. Огромный моторный «шкаф» и слабая шумоизоляция также вряд ли приглянутся европейским пассажирам. Тут и длина не поможет.

Основным козырем белорусской «гармошки» может стать лишь низкая цена продукта в сравнении с европейскими аналогами. Для таких «не богатых» стран Евросоюза как Литва, Латвия, Польша, Эстония – стоимость МАЗ-205 может стать решающим аргументом при выборе автобуса.

Другим рынком сбыта для белорусской новинки могут стать крупные российские города. Автобусы в упрощенной комплектации уже изготовлены и готовы к отправке на опытную эксплуатацию в Москву и Санкт-Петербург.

Автобус с одним кондиционером для российского рынка

Таблица технических характеристик автобуса МАЗ-205

Полная масса, кг

28 000

Габаритные размеры, мм

18 750/2 550/3 150

Колесная база, мм

5 865/6 937

Радиус поворота, мм

12 500

Вместимость полная (максимальная), чел

175 (184)

Кол-во мест для сидения, шт

39

Двигатель

Mercedes-Benz OM906LA (Euro-5)

Максимальная мощность, л.с.

286

Коробка передач

Voith D854,5

Подвеска

Зависимая, пневматическая, с системой книлинга

Тормоза

Дисковые, пневматические, с АБС и ПБС

Шины

275/70 R22.5

 

Павел Гаманьков cпециально для CLASSICBUS

Фото автора

Наверх


Похожие статьи:

Музей в Юрмале
Московские автобусы
Киевские троллейвозы
Первые советские активные автопоезда
Все интересные статьи