8 (495) 103-49-83
Ваша корзина пуста / Войти или Зарегистрироваться

Автобусы второго плана

Сегодня становится модно вспоминать былые годы, изучать отдельные страницы истории как нашей страны в целом, так и отдельно взятых предприятий, прослеживая их путь развития с момента становления, до настоящего времени. Особенно интересно в последние годы следить за автомобильной прессой и черпать для себя новое по автобусам малого класса, получившим общее название «бурбухайки».

Среди множества ведомственных предприятий Украины, специализирующихся на выпуске «бурбухаек», Черниговский завод спецавтотранспорта получил наибольшее распространение практически на всей территории Советского Союза. Незатейливые автобусы этого завода широко использовались на киностудиях страны и очень часто попадали в кадры кинофильмов.

Спецавтобус АСЧ-03 постройки после модернизации 1984 г. Фото А. Говоруха

Свою историю это предприятие начинает в послевоенные годы. Тогда в 1947 г. в Украине, в г. Чернигове, было создано предприятие «Киноремснаб», которое подчинялось областному управлению кинофикации. Численность рабочих предприятия составляла всего 26 человек. Сначала предметом труда было различное оборудование для киносъемок, а так же обслуживание имеющихся в Чернигове и области кинопроекционных установок. Для всей страны был налажен выпуск коробок для кинолент. Продвигая кино «в массы» здесь создавались кинопроекционные установки, как на серийных автобусных шасси, так и на базе грузовых автомобилей, у которых вместо бортовой платформы монтировались закрытые кузова – будки.

Вслед за кинопроекционными установками уже в середине 50-х на предприятии по заказам с киностудий стали переделывать серийные машины ГАЗ-51 и ЗиС-150 в автомобили специального назначения (звукозаписывающие, операторские, осветительные, пиротехнические, гримерные и т.д.) для проведения киносъемочных работ.

Кинопередвижки для села на шасси ГАЗ-51 фото из архива ЧЗСА

Прошло 12 лет, прежде чем предприятию была выделена территория и построены здания цехов общей площадью 1000 м³. С 1959 г. предприятие стало размещаться в Чернигове на ул. Любечская дом 66 и было объединено с «Укрфото» и ему было присвоено новое имя – «производственный комбинат».

Проходная Кинотехпрома на ул. Любечской 66. Фото из Архива ЧЗСА

На новом месте цеха предприятия были укомплектованы различным оборудованием и технологической оснасткой, что позволило более детально подойти к производству спецтехники. Черниговский производственный комбинат (ЧПК) на первых порах осваивает производство спецавтомобилей в стиле капотных автобусов ПАЗ-651, но в варианте с частично зашитыми окнами в корме кузова.

Спецавтобус капотной компоновки для подготовленный для монтажа кинооборудования. Фото из архива ЧЗСА

Эра «бурбухаек» вагонной компоновки началась в 1961 г., когда специально по заказу детского кукольного театра заводскими энтузиастами на базе грузовика ГАЗ – 51А были развернуты работы по созданию автобуса вагонной компоновки. Вскоре был готов новый автобус, который предстал на заводском дворе перед всем коллективом предприятия.

Самый первый автобус ЧПК 1961 г. Фото из архива ЧЗСА

Шильдик с надписью «ЧПК» небольшого размера разместился над округленной облицовкой радиатора. На предприятии рассказывали, что эта машина получила обозначение АСЧ-01, но документального подтверждения этому названию найти не удалось. Автобус имел слегка дутый кузов с деревянным каркасом, облицованным листовой сталью. Лобовое остекленение состояло из двух небольших плоских передних стекол и двух скругленных трапециевидных стекол расположенных на углах передней части кузова. Корма автобуса стеклилась по такому же принципу, как и лобовое стекло. Все остекленение нового автобуса было изготовлено на Борском стекольном комбинате. Водитель имел свою дверь с левой стороны, но его рабочее место не было отделено от салона. Всего автобус был рассчитан на 25 сидячих места, включая водителя. Отметим, что при габаритах 6320´2350´2830 мм и полной массе 3720 кг максимальная скорость ЧПК достигала 70 км/ч.

Первенец черниговского предприятия был далек от совершенства, да и опыта у рабочих и конструкторов было недостаточно. Вслед за первой разработкой появляется следующая.

2-ой вариант автобуса вагонной компоновки ЧПК. Фото из архива ЧЗСА

Этот автобус так же базировался на шасси ГАЗ-51А и имел очень похожий кузов. Изменения коснулись передней и задней части. Плоские лобовые стекла стали больше как по высоте, так и по ширине, а небольшие трапециевидные окошки по бокам служили для плавного перехода на боковые стенки кузова. Окна задней части автобуса были позаимствованы с ПАЗ-652. В итоге остекленение было максимально унифицировано с остальной отечественной автотехникой. Огромные буквы «ЧПК» создавали вентиляционную решетку радиатора.

Поиск оптимального варианта, как по технологичности, так и по внешнему виду заставил специалистов предприятия вновь пересмотреть внешний вид автобуса. Появляется следующая разработка имеющая панорамное лобовое стекло с небольшими треугольными окошками переходящими на боковые стенки кузова и имеющая, как сейчас говорят, переднюю маску выполненную в стиле ПАЗ-652.

Спецавтобус Чернигов-Д с облицовкой радиатора в стиле ПАЗ-652. Фото из архива ЧЗСА

Этот автобус и стал отправной точкой при создании серийных машин. Основная концепция осталась без изменений, кузов остался с покатой округлой крышей, заднее остекленение с гнутыми окнами. А вот передок пришлось переделать. Автобусу придали свой неповторимый внешний вид, сделав специфическую решетку радиатора.

Увеличился объем выпускаемой продукции и достиг 10 машин в месяц. Нужно отметить интересную особенность этих машин. Салон для пассажиров был отделен от кабины водителя перегородкой с окнами, а вход в кабину водителя осуществлялся через отдельную примитивную дверь. С левой стороны симметрично двери водителя была сделана дверь, высотой до оконного проема, для доступа к обслуживанию двигателя. Передок машины стал украшать пятиугольник – эмблема предприятия изготовителя. Под ним находилась решетка облицовки радиатора в виде элипса-сегмента. Несмотря на все новшества, машина по-прежнему имела деревянный каркас кузова.

Этот автобус и послужил для создания определенного типажа автомобилей, предназначенных для обслуживания киностудий и телевизионных центров. При создании таких машин работы велись по документации, присылаемой из технических отделов киностудий. Схему расположение приборов внутри салона выполняли непосредственно на киностудии. Вычерчивался план салона, а в Чернигове заказывался только сам автобус с установленными в нем ящиками, столами, сиденьями, устанавливались осветительные приборы, а вся начинка впоследствии ставилась на местах в специально подготовленные для нее места. Темпы роста выпускаемой продукции увеличивались с каждым годом, и уже за 1966 г. было выпущено 122 спецавтомобиля, а численность работников предприятия выросла до 90 человек. Обозначение базового автобуса как АСЧ-02 подтвердить выписками из технических руководств не удалось, зато в технических условиях за октябрь 1965 г. базовый автобус значился как «Чернигов-Д» и был предназначен для обслуживания учреждений кинофикации и культуры.

Спецавтобус Чернигов-Д. Фото А. Новикова

Необходимо указать, что на предприятии выпускалась только техника для киностудий и автобусы для филармоний, театров и концертных залов. Каждой из спец машин присваивались свои обозначения. Наибольшая потребность киностудий страны была в операторских и звукозаписывающих машинах. В Чернигове их называли соответственно «камерваген» и «тонваген».

Первенцами из спецмашин стала небольшая партия передвижных студий звукозаписи СПАЗ-652-Д (стереофоническая передвижная аппаратная связи), которые использовались киностудиями для звукозаписи и совмещения звука с изображением. СПАЗ-652-Д предназначался для производства всех работ по 6-ти, 4-х и одноканальной звукозаписи кинофильмов, как на натурной площадке, так и при необходимостях в павильонных условиях, звуковоспроизведении при съемке под фонограмму, обеспечения громкоговорящей командной связи, а также для транспортировки, хранения, профилактики и мелкого ремонта звуковой аппаратуры.

Для демонстрации фильмов в сельской местности на предприятии изготавливали автобусы ПАК-51А-64.

Передвижной автоклуб ПАК-64-51А фото из архива ЧЗСА

Передвижной автоклуб был создан на шасси ГАЗ-51А и предназначался для организации киносеансов, как в вечернее, так и в дневное время, приема и усиления передач радиовещательных станций, усиления речей и проигрывания грампластинок, выезда агиткультбригад. Для этих целей ПАК-51А-64 имел пассажирский салон на 11 мест и аппаратную, оборудованную киноустановкой КН-13, электростанцией АБ-1, радиоузлом ТУ-100М и устройством для демонстрации киносеансов в дневное время. Для демонстрации кинофильмов в дневное время, предусмотрено обращающее зеркало, экран на просвет из матового стекла, предэкранная шахта и подставка для кинопроектора.

Установка кинопроектора для передвижного автоклуба ПАК. Фото из архива ЧЗСА

Транспортная операторская машина ТОМ2-64 в отличии от базового автобуса не имела окон в задней части кузова. Автомобиль был смонтирован на шасси ГАЗ-53Ф с удлиненными лонжеронами и предназначался для транспортирования киносъемочного оборудования в специальном отсеке. При необходимости в машине имелось все необходимое оборудование для мелкого ремонта и чистки камер. Площадка на крыше позволяла выполнять киносъемочные работы с верхней точки. Кроме оборудования автобус перевозил бригаду операторов и их помощников.

Операторская машина ТОМ-3-66. Фото из архива ЧЗСА

Операторская машина ТОМ-3-66 вид сзади. Фото из архива ЧЗСА

На шасси ГАЗ-53 была построена небольшая партия передвижных студий звукозаписи УПАЗ-66 (универсальная передвижная аппаратная звукозаписи) которые использовались киностудиями для звукозаписи и совмещения звука с изображением. УПАЗ-66 имел звукоизолированный салон с отдельной входной дверью. На крыше для записи с высоких точек располагалась специальная площадка «партикабль», на которую можно было подняться по небольшой лесенке, расположенной в задней части автобуса.

Универсальная передвижная аппаратная звукозаписи. Фото из архива ЧЗСА

Темпы производства черниговского производственного комбината были не высокими, а стране с каждым годом требовалось все большее количество спецмашин. Поэтому в 1971 г. началось строительство громадного блока цехов, куда впоследствии будет переведено все основное производство техники. В начале 70-х для очередной аттестации изменили внешний вид выпускаемой техники. Преобразования коснулись передней части автобуса. Отметим, что в таком виде стали изготавливать различную спецтехнику на базе автобуса.

Так, автоклуб К-51 имел такое же назначение, как и ПАК-51А-64, но был выполнен в новом кузове и с иным размещением оборудования.

Автоклуб К-51 фото из архива ЧЗСА

Кузов К-51 состоял из кабины водителя, служебного салона и кинопроекционной. В служебном салоне размещены три двухместных и одно одноместное кресло для обслуживающего персонала.

Автоклуб К-51 фото из архива ЧЗСА

 Габаритный чертеж автоклуба К-51 фото из архива ЧЗСА

В процессе производства художественных фильмов значительное место занимает пиротехника. Долгое время вопросам технического обеспечения натурных пиротехнических работ не уделялось должного внимания. В 1973 г. Одесское конструкторское бюро кинооборудования разработало, а Черниговский производственный комбинат управления кинофикации изготовил оружейно-пиротехническую базу БОП-1.

Автопоезд оружейно-пиротехнической базы БОП-1 фото из журнала Техника кино и телевидения

Оружейно-пиротехническая база предназначена для транспортировки и хранения пиротехнических средств, взрывчатых материалов и игрового ору­жия, для подготовки пиротехническнх средств и оружия к использованию на киносьемках в экспедиционных условиях.

БОП-1 представляет собой автопоезд, состоящий из специального автобуса и автоприцепа. В автобусе размещена пиротехническая база, в автоприцепе — оружейная. Кузов автобуса и автоприцепа — вагонного типа. Каркас кузова — сварной, из стальных труб прямоугольного сечения, наружная обшивка — стальной лист, прикрепляемый к каркасу контактной злектросваркой. Пиротехническая база выполнена в кузове спецавтобуса и установлена на шасси ГАЗ-53А, оружейная — на шас­си автоприцепа 2ПН-2 с удлиненной рамой.

Кузов автобуса разделен перегородками на нес­колько помещений определенного назначения, в том числе: кабину водителя, пассажирский салон, три грузовых бокса — по одному слева и справа по ходу движения и один сзади, три нишы ниже уровня пола кузова — для размещения пиротехнических средств и материалов, а также различных вспомогательных устройств. Каждое помещение имеет индивидуальную дверь. Загрузка боксов возможна только снаружи автобуса. Пассажирский салон рассчитан на перевозку четырех| пиротехников, пятый занимает место в кабине водителя. Внутренние стенки салона облицованны специальной фанерой. В салоне предусмотрены два многоместных мягких дивана. Над диваном у перегородки, отделяющей салон от кабины водителя устанавливается съемный стол-полка, который может быть повернут на 180° и в этом положении используется для отдыха лежа. Для отдыха пиротехников в салоне предусмотрено три спальних места. По салона покрыт резиной. В окна салона с правого и левого бортов вставлены двойные стекла для сохранения тепла. В кабине водителя установлен пульт управления электрооборудованием и автономной сторожевой сигнализации. В потолке был сделан вентиляционный люк. Окна салона и вентиляционный люк снабжены замками, доступ к которым возможен только из салона. Внутреняя обшивка стен всех трех грузовых отсеков была изготовлна из листового алюминия по высоте 1,5 м. Пол также был обшит листовым алюминием. Для предохранения механических повреждений на стены и пол. были положены алюминиевые полосы. Материал внутренней обшивки выбран согласно требованиям правил безопасности при взрывных работах, регламентирующих хранение взрывчатых веществ на автомобилях.

Для увеличения площади и обьема кузова, рама шасси автоприцепа 2ПН-2 удлинена. Стены и потолок кузова автоприцепа обшит внутри листовим дюралюминием, между наружной и внутренней обшивкой предусмотрена теплоизоляция. Пол кузова многослойный с покрытием из линолеума. Оружие перевозится в ящиках, которые фиксируются в кузове специальными крепежными ремнями, протаскиваемыми через вмонтированные в пол и стены автоприцепа прямоугольние кольца. Рабочее место пиротехника, занятого ремонтом и профилактикой оружия, оборудовано светильником местного освещения и вентилятором. В зависимости от требований съемки в зкспедиции киностудии могли использовать весь автопоезд или только автобус.

Спецавтобус пиротехнической базы был снабжен устройством стекания зарядов статического злектричества, выполненным в виде стальной цепи, прикрепленной к раме автомобиля, и искрогасителями на глушителе. Грузовые боксы пиротехнической бази рассчитаны на перевозку и хранение 80 стандартних ящиков с пиротехническими средствами, 100 кг взрывчатых материалов и 1500 злектродетонаторов и злектровоспламенителей. Фургон автоприцепа рассчитан на перевозку и хранение в условиях зкспедиции до 300 единиц различного огнестрельного и холодного оружия в ящиках, размещенных на полу автоприцепа, и 50 единиц оружия в горизонтальной пирамиде, установленной в передней части фургона. Общая грузоподъемность БОП-1 составляла около 4 т.

Опытный образец оружейно-пиротехнической ба­зы прошел производственные испытания на натур­них киносьемках фильма «Фронт без флангов» (производства киностудии «Мосфильм») и был принят межведомственной комиссией, в состав которой входили ведущие кинопиротехники ряда студий. Серийное производство БОП-1 на­чато в 1973 г. Черниговским производственним комбинатом, который за 1973-74гг изготовил и поставил киностудиям десять таких пиротехнических баз.

Передвижная кинотехническая лаборатория ПКЛ предназначалась для инспекторской проверки качества работы и наладки оборудования киноустановок.

Передвижная кинотехническая лаборатория фото из журнала Техника кино и телевидения

С помощью контрольно-измерительной аппаратуры специалисты передвижной лаборатории проводили плановый ремонт киноустановок в сельских клубах. В салоне автобуса размещались как оборудование для ремонта, так и отдельное отделение для отдыха специалистов.

Салон передвижной кинотехнической лаборатории. Фото из журнала Техника кино и телевидения

С началом строительства новых корпусов предусматривался переход к цельнометаллической конструкции выпускаемых автобусов. В 1973 г. разработали новые модели, получившие обозначение «АСЧ-03» и «АСЧ-04». К лету 1973 г. опытные образцы были изготовлены. АСЧ-04 стал первым автобусом предприятия с цельнометаллическим кузовом. Пассажирским автобусам придали внешний вид, который уже вовсю использовался в производстве спецавтобусов.

Самый первый АСЧ-04 построенный в 1973 г. фото из архива ЧЗСА

В новых автобусах пассажирский салон от рабочего места водителя отделялся перегородкой, а с противоположной стороны имелась отдельная дверь для пассажира. Салон, расположенный за перегородкой вмещал в себя 25 посадочных мест. Для испытаний этих автобусов были изготовлены в 1975 г. новые опытные образцы.

АСЧ-04 во время испытаний на Дмитровском полигоне в 1978 г. фото из архива ЧЗСА

Спецавтомобиль АСЧ-03 во время испытаний на полигоне в Дмитрове в 1978 г. Фото из архива ЧЗСА

При этом обе модели внешне мог различить разве что большой специалист. На Дмитровском автополигоне испытания проводились с 30 июля по 26 декабря 1975 г. Результаты испытаний хоть и выявили ряд недоработок, но в целом дали хорошую оценку машинам. Автобусу АСЧ-04 было предложено изменить приборную панель на панель от ВАЗ-2103.

В 1976 г. предприятию было присвоено новое имя «Укркинотехпром». Завод ненамного увеличило объем выпускаемой продукции. Теперь ежемесячно из заводских ворот выезжало 18 машин. На предприятии по прежнему строили кузова с деревянным каркасом. Пассажирский вариант автобуса получил обозначение АСЧ-03.

К концу 70-х наконец то начался переход к цельнометаллическому кузову. В 1978 г. на выделенных 10 га земли были, наконец, построены современные корпуса, и все производство автобусов было перенесено в новые помещения. С этого момента началась новая эра для предприятия. Производство автобусов АСЧ-03 выросло сначала до 50 машин, а через год достигло 100 единиц в месяц. Конструкторское бюро постоянно предлагало новые конструктивные решения в облике автобусов. Модернизированная модель АСЧ-03 появилась в 1979 году. У автобуса решетка радиатора еще немного поднялась вверх и стала более похожей на сегмент (скорее всего, перекочевала от не пошедшей в серию модели АСЧ-04).

Автобус АСЧ-03 ранний вариант. Фото архива ЧЗСА

Вентиляция салона в зимний период, несмотря на все усилия водителей, так вымораживала внутреннее пространство машины, что на модернизированной модели исчезли козырьки на крыше, а вместе с ними и прорези, но расположение небольших вытянутых окошек вверху передка осталось неизменным. Самым интересным решением, принятым на этой обновленной версии заводскими конструкторами — это использование в качестве заднего остекления лобовых стекол.

Среди новых разработок предприятия в этот период времени следует отметить вариант с увеличенным на один оконный проем кузовом. Такой автобус мог вмещать на 5 пассажиров больше по сравнению с базовым АСЧ-03. Чтобы установить удлиненный кузов на шасси на заводе осуществлялась доработка рамы от ГАЗ-53А. База такого автобуса оставалась неизменной 3700 мм, а вот ее задняя часть удлинялась на 200мм.

Автобус АСЧ-03 с увеличенным задним свесом и салоном на 28 чел. Фото из архива ЧЗСА

Серийно с завода сходили АСЧ-03, на базе которых было разработано порядка 10 специальных автомобилей для киноиндустрии. Среди спецтранспорта можно отметить гримерочные, пиротехнические, звукозаписывающие и др. транспортные средства. Остановимся более подробно на некоторых из них.

В 1978 г. прошла испытание транспортная маши­на «Камерваген-77» (заводское обозначение ТОМ.01-53А) на шасси автомобиля ГАЗ-53А, изготовленная по чертежам киностудии «МОСФИЛЬМ». Эта модель камервагена с цельнометалическим кузовом по сравнению с прежними разработками имела значительные преимущества и обеспечивает лучшие условия транспортировки, хранения и обслуживания киносьемочной аппаратуры. Конструкция этого автомобиля предусматривала одноместную кабину водителя, рабочий салон и рабочую площадку на крыше. В рабочем салоне имелась кабина для обработки кинопленки, отсек для киносьемочной аппаратуры и вспомогательного оборудования, шкаф для оптики, стол для профилактического осмотра аппаратуры, двухместное и одноместное поворотное сидения. К концу 1978 года Черниговское предприятие выпустило производственную партию из 10 таких камервагенов.

Операторская машина Камерваген-77. Фото из архива ЧЗСА

Вновь потребность киностудий страны в пиротехнических машинах назрела в конце 70-х. Автомобиль оружейно-пиротехнический (АОП-01-53-12) появился в производственной программе предприятия в 1979 г. и не имел в салоне окон.

Автомобиль оружейно-пиротехнический АОП-01-53-12 из архива ЧЗСА

Принадлежность этой машины к категории повышенной опасности можно было определить по наклонным красным полосам по бокам и флажку на крыше. Внутри АОП-01-53-12 за кабиной водителя располагалась за перегородкой с дверью небольшая комната для пиротехников. Согласно правилам перевозки опасных и взрывчатых веществ — здесь могло находиться не более 4-х человек. За этой комнатой шли отсеки с прочными дверьми для хранения дымовых шашек, пороха, оружия и т.д. Всегда во время выезда автомобиля на съемку АОП-01-53-12 ехал под охраной милиции.

Габаритный чертеж автомобиля оружейно-пиротехнического АОП-01-53-12 из архива ЧЗСА

Новые просторные цеха, современное для того времени оборудование позволили нарастить объемы производства. Так, в 1980 г. было изготовлено 1200 автобусов.

Завод полностью перешел на выпуск автобусов с цельнометаллическими кузовами, с каркасом из труб прямоугольного сечения. Несмотря на этот факт, автобусы с деревянным каркасом из отборного дубового леса служили верой и правдой долгое время. Так, изготовленный еще в 70-х годах, автобус для Ялтинской филармонии еще в начале 90-х находился в строю и претензий к состоянию кузова у водителя не было.

Для очередных аттестаций предприятия необходимо было усовершенствовать конструкцию автобуса, снизив при этом ее себестоимость. Осенью 1984 г. был собран базовый образец специального автомобиля получившего обозначение АСЧ-03А. Несмотря на то, что впоследствии эти машины попали в производство, их обозначение осталось прежним АСЧ-03. Внешне эти спецавтобусы претерпели только косметические изменения. Решетка радиатора на передке стала прямоугольная.

АСЧ-03 заводского исполнения после модернизации 1984 г. Фото архив ЧЗСА

Массовой продукцией предприятия оставался пассажирский вариант автобуса АСЧ-03, но по специальным заказам на заводе строили автобусы с отделенной кабиной водителя и пассажира.

Спецавтобус АСЧ-03 постройки после модернизации 1984 г. Фото А. Говоруха

Такие машины можно встретить до сих пор в гаражах небольших предприятий, а также в сельской местности. Спецтехнику для киностудий и дальше продолжали строить на предприятии, использовав при этом автобус с новым обличием.

Для дислоцируемых в Венгрии Советских войск, военное министерство заказало у предприятия большую партию пассажирских вариантов АСЧ-03.

Спецавтобус АСЧ-03 постройки после модернизации 1984 г. Фото А. Говоруха

К середине 80-х производство АСЧ-03 продолжало держаться на уровне 1200 шт. в год. Основными заказчиками являлись сельские клубы, а так же небольшие городские предприятия. Много автобусов попало в среднюю полосу России.

Очередная аттестация оставила свои следы на внешнем виде автобусов, задние стекла были заменены на одно боковое. Обзор для водителя, конечно, снизился, но в большей степени снизилась себестоимость машины.

АСЧ-03 получивший наибольшее распространение. Фото А. Говоруха

АСЧ-03 заводского исполнения после модернизации 1987 г. Фото А. Говоруха

В 1989 г. предприятию присваивают новое имя — “ Черниговский завод спецавтотранспорта» (ЧЗСА).

Пункт стоматологический передвижной ПСП-03 был спроектирован и изготовлен в 1989 г. на базе автобуса АСЧ-03 и служил для оказания оперативной и квалифицированной зубоврачебной помощи населению на местах, удаленных от стационарных стоматологических поликлиник или кабинетов.

Передвижной стоматологический пункт ПСП-03. Фото из архива ЧЗСА

ПСП-03 имел рабочее место водителя отделенное от салона перегородкой, оборудованной окном со сдвижным стеклом. В салоне размещалось стоматологическое кресло КСЭМ-03 с установкой УС-30. Кроме водителя в состав ПСП-03 входили два медицинских работника.

Салон передвижного стоматологического пункта ПСП-03. Фото из архива ЧЗС

Следующий шаг в обновлении автобусов — это переход на более тонкую листовую сталь для обшивки кузова. В начале 90-х вместо широко используемых раньше 1 мм листов на завод стали поступать листы с толщиной 0,7 мм. Характерной чертой для этих автобусов стали две продольные выштамповки вдоль каждой стороны кузова.

АСЧ-03 заводского исполнения с обшивкой из металла 0,7 мм 1991 г. Фото А. Говоруха

После развала Союза завод оказался на грани закрытия. Выпуск автотехники постепенно снижался. На базе АСЧ-03 предприятие выпускало две модификации пассажирского автобуса на 21 или 26 мест. Конверсия затронула и черниговское предприятие. На базе пиротехнических автобусов были созданы небольшой серией автомобили с термокузовами. «Тюлень», который имел два спальных места и объем кузова 12,6 м³ или кузов с объемом 15,6 м³, но без спальных мест. Эта модель не комплектовалась морозильным агрегатом. А вот фургон «Морж» с объемом термокузова 15,6 м³ без спальных мест и 12,5 м³ со спальными местами такой агрегат имел.

Изотермический фургон Тюлень на базе АСЧ-03. Фото из архива ЧЗСА

Так же на АСЧ-03 были выпущены косметический кабинет, и ритуальный автомобиль (катафалк). Для набирающего силы кооперативного движения была выпущена модель автобуса с распашной задней дверью.

Модификация АСЧ-03 с распашной задней дверью фото А. Говоруха. Модификация АСЧ-03 с распашной задней дверью фото А. Говоруха.

Для Черниговского водоканала была сделана небольшая партия грузопассажирской версии автобуса с отдельной комнатой, в которой размещалась ремонтная мастерская.

АСЧ-03 заводского исполнения. Фото А. Говоруха

Автобусы часто использовались в качестве техники для игровых фильмов. Так на киностудии им Довженко в Киеве пассажирский вариант АСЧ-03 переоборудовали под интересный школьный автобус.

Переоборудованный АСЧ-03 под школьный автобус для съемок фильма на киностудии им Довженко. Фото А. Говоруха

АСЧ-03 так же использовались и другими службами городов. Так, например, в Запорожье, на базе этого автобуса был создан пожарный автомобиль газодымозащитной службы. На базе удлиненного пассажирского варианта создается его грузопассажирская версия.

АСЧ-03 удлиненная версия. Машина переработана хозяином. Фото А. Говоруха

Кабина водителя получает перегородку от основного салона, с правой стороны кузова появляется дополнительная дверь для пассажира кабины водителя. За перегородкой размещается багажный отсек, в связи с этими изменениями дверь входа в салон отодвинулась на один пролет. На предприятие был создан передвижной дом. Автомобиль, скомпонованный на базе спецмашин АСЧ-03, имел отдельную кабину водителя, комнату для отдыха и спальню.

Предприятие занималось и капитальным ремонтом техники. Отслужившие свой срок автобусы на заводе полностью разбирали дефектировали основные узлы и агрегаты, переваривалась обшивка кузова. Так же предприятие разрешило производить установку тракторных дизелей в качестве двигателя на свои автобусы. На такие автобусы в 1995 г. было выпущено техническое задание, где машине было присвоено обозначение «АСЧ-03Д».

АСЧ-03Д с дизельным двигателем версии 1995 г. Фото А. Говоруха

Но в Чернигове не производили подобной замены. Один из киевских авторемонтных заводов получив на эти работы разрешение, стал в небольших количествах переустанавливать двигатели. Однако счет таким автобусам ведется всего лишь на десятки.

В 1997 г., после приватизации, ЗАО «Пожкомплект» из Киева выкупает контрольный пакет акций и положение на предприятии, которое с этого момента стало называться ДП «Спецтехника», немного улучшилось.

Проходная ДП “Спецтехника» сегодня. Фото А. Говоруха

В производственной программе предприятия появляется разнообразное пожарно-техническое вооружение и инвентарь, среди которых можно выделить пожарные щиты, короба, емкости для песка и др.

АСЧ-03 заводского исполнения 1999 г. постройки для перевозки пожарного инвентаря. Фото А. Говоруха

Коллектив завода взялся за постройку автомобилей с новыми силами. Первенцем возрождения стала последняя модификация» -03» модели АСЧ-03-98 — 24-х местный автобус на базе ГАЗ-3307, с дизельным двигателем Д-245. За основу проекта был взят один из прототипов вагонной компоновки, разработанный еще в начале 80-х. Автобус имел большие панорамные стекла, улучшенную компоновку пассажирского салона. В передней части крыши предусматривался специальный люк для снятия и установки двигателя без полной разборки кузова. Этот автобус даже был отмечен дипломом на международной выставке в 1998 г.

Последний «Чернигов» модели АСЧ-03-98 фото архив ЧЗСА

АСЧ-03-98 был приобретен киевским предприятием «Укркабель». Но все начинания были напрасными. Заказов на такие автобусы не последовало. Коллектив переключился на изготовление фургонов и вахтовок.

Работа предприятия по созданию пассажирского транспорта в 2000 г. оказалась под угрозой. В Украине была введена ежегодная обязательная сертификация, и производство автобусов стало убыточным. Так, например, при изготовлении небольшой партии автобусов, вся прибыль от продаж уйдет на оплату сертификационных испытаний.

А пока на заводе складывается тяжелое положение, но люди не унывают. Открылся участок по капитальному и мелкому ремонту автобусов собственного производства, осваиваются и другие виды новых работ, что позволяет удерживаться на плаву в наше тяжелое время.

Наступит время, когда пока еще встречаемые на дорогах АСЧ-03 канут в небытие, точно так, как сейчас уже не осталось в живых автобусов 60-х годов постройки, а так же их модификаций.

И сегодня автобусы АСЧ-03 востребованы в сельской местности. Фото А. Говоруха

АСЧ-03 самодельно переделанный под грузовой фургон. Фото А. Говоруха

Автор статьи выражает большую признательность главному инженеру ЧЗСА

Кубраку Владимиру Ивановичу, оказавшему содействие при подготовке материала

Литература:

А. Говоруха специально для CLASSICBUS

Наверх


Похожие статьи:

Рафаэль Зарипов: « НИС ГЛОНАСС повысит безопасность пассажирских перевозок в автобусах».
Minneapolis-Moline UDLX Comfortractor - Трактор, который хотел быть автомобилем
В автобусах становится тесно. (Из книги М.Егорова «История Московского Автобуса»)
Актер цирка и кино оборудовал дом в...
Все интересные статьи