8 (495) 103-49-83
Ваша корзина пуста / Войти или Зарегистрироваться




Автобус в кинофильме "Операция Ы"


Драка в автобусе (к/ф "Операция Ы")


ЗИС-154

ЗИС-155                                  
ЛиАЗ-158В



ЗИС-154-155, ЗиЛ-158 - автобус детства наших родителей.



Наверняка нет среди вас ни одного человека, кто не помнил бы фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
Помните тот автобус, в котором Шурик подрался с алкашом Федей, готовившимся стать отцом? Конечно же, помните, а вот сказать, как этот автобус называется, 90% уже затруднится, и отнюдь не потому, что с момента выхода фильма прошло более сорока лет, а потому, что и в те времена своим именем это автобус не называли. В народе его звали просто: «сарай». Потом это прозвище перешло по наследству более позднему ЛиАЗ 677, но первыми сараями были автобусы, строившиеся на Заводе имени Лихачева. Однако начнем по порядку. Родоначальником этой серии стал первый послевоенный советский автобус ЗиС-154. Хотя появился он 8 декабря 1946 года, технические идеи, в нем примененные, могут удивить и современных технических специалистов. Дело в том, что этот автобус вообще не имел коробки передач – ни механической, ни автоматической. Для передачи к колесам крутящего момента служила электротрансмиссия. С двигателем был спарен генератор постоянного тока. Этот агрегат размещался поперек кузова под задним пятиместным сиденьем и в сравнении с традиционной коробкой передач занимал сравнительно мало места. Тяговый электродвигатель, расположенный под полом кузова, через карданный вал передавал вращение заднему ведущему мосту.  Для переднего или заднего хода служил электрический переключатель, а величина тягового усилия на ведущих колесах устанавливалась автоматически, без вмешательства водителя. ЗиС-154, как был назван этот автобус, был очень комфортабельной машиной с мягкой подвеской колес и вместительным салоном на 60 пассажирских мест, 34 из которых были сидячими. Сиденье водителя регулировалось по высоте, расстоянию до руля и углу наклона спинки. При колесной базе в 5460 миллиметров длина автобуса составляла 9500, а ширина – 2500 миллиметров.
Однако в послевоенной стране, ездившей на ЗиСах и полуторках, такой автобус оказался слишком сложным, и электротрансмиссия из-за небрежного обслуживания часто выходила из строя. Механики плевались, шофера матерились, а директора автопарков писали в на ЗиС и в Минавтотранс слезные мольбы заменить ЗиС-154 на что-нибудь более простое. Вызывал нарекания и силовой агрегат. Дело в том что на автобусе стоял  расположенный сзади 110 сильный дизель ярославский дизель ЯАЗ-204. Дизель этот был двухтактным и по экономичности ничуть не превосходил карбюраторные моторы того времени. Кроме того, из выхлопной трубы автобуса валил черный дым, и если на самосвале «Буйвол» это считалось вполне приемлемым, то для автобуса это было уже чересчур. Дамочки в розовых платьях, постояв десять минут на автобусной остановке, становились буквально серыми. По всем этим причинам производство ЗиС-154 в 1950 году было свернуто, и последние пять ЗИС-154 поступили в московские парки в январе 1951 года. Всего в Москве было 368 таких машин.
На смену ему пришел ЗиС-155. На нем установили обычную механическую трансмиссию, а вместо дизеля поставили 90-сильный двигатель ЗиС-150, который был модернизированным вариантом двигателя от ЗиС-5. Однако двигатель этот такую махину не потянул – для 13-тонного автобуса 90 сил оказалось маловато. Тогда, чтобы не ставить на автобусы 140-сильный двигатель от ЗиС-110, кузов автобуса укоротили на две секции. Длина сократилась на 120 см, база уменьшилась до 4090 мм, а количество сидячих мест – до 23. Меньше стало и мест стоячих – вместо 26 пассажиров в салоне мог стоять только 21 человек. По уровню комфорта это был шаг назад – в отличие от мягкой подвески 154-го, 155-й трясло как обычный грузовик. Зато уменьшился радиус поворота: вместо 10,9 м он стал составлять девять метров.
Тем не менее, в укороченный автобус народу набивалось ничуть не меньше, чем в длинный, и вот тогда-то за этим автобусом и закрепилась кличка «сарай». Говорят, что в Алма-Ате возникла она после того, как однажды кто-то из пассажиров после того, как автобус, проезжая по проспекту Сталина через улицу Пастера, подпрыгнул на трамвайных рельсах, прокричал водителю: «Не баранов везешь!». «А вы и есть бараны – ломитесь в автобус как в сарай», - ответил шофер в микрофон. Слух об этом ответе быстро распространился по городу, и вскоре все алмаатинцы стали называть ЗиС-155 именно сараем.
В 50-е годы ЗИС-155 стал основным автобусом страны. Его постоянно совершенствовали, и на нем впервые опробовали многие прогрессивные технические решения в автотехнике. Наиболее известной новинкой, используемой на ЗИС-155 с 1955 года, стал трёхфазный автомобильный генератор переменного тока  с полупроводниковым (селеновым) мостовым выпрямителем и специальным реле-регулятором типа РР-21. Эти аппараты существенно повысили надежность электрической системы автобусов и со временем, разумеется, в более усовершенствованном виде, стали стандартным оборудованием всех отечественных автомашин.



ЗИЛ-158

Производство 155-го продолжалось до 1957 года, когда ему на смену пришел, наконец, более длинный 158-й. Завод имени Сталина 26 июня 1956 года был переименован в Московский дважды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод им. И.А.Лихачева. Поэтому 158-й был уже не ЗиС-, а 3иЛ-158. Кузов вернули в прежнее состояние - и его пассажировместимость стала такой же, какой она были на ЗиС-154: количество сидячих мест вновь стало 32, а количество стоячих определялось чисто русским числом «до хрена». Длина же автобуса увеличилась лишь на 980 мм. Экономия длины была достигнута за счет того, что компоновка автобуса теперь была переднемоторной – двигатель располагался справа от водителя. Правда, точнее было бы сказать, что водительское место ютилось в небольшом пространстве слева от двигателя. Панель приборов была функциональной, информативной, но выглядела топорно. Тем не менее, под ней ухитрились разместить небольшой бардачок. Моторный отсек не имел теплоизоляции, и в жаркий период водителю приходилось несладко, однако, благодаря такому компоновочному решению, полную массу удалось сохранить той, что была на ЗиС-155 – 10 850 кг. Поэтому тот же 90-сильный мотор спокойно тянул более вместительную машину.


Салон ЗИЛ-158


Салон ЗИЛ-158

 

В 1958 было принято постановление о переводе производства автобусов с ЗИЛа на Ликинский машиностроительный завод, который с этого времени стал называться Ликинским автобусным заводом – ЛиАЗ. Завод этот находится в 30-тысячном городке Ликинó-Дулёво в 90 км восточнее.

В январе 1959 года ко дню открытия ХХI съезда КПСС из заводских ворот вышли два первых экземпляра ЛиАЗ-158.


Водительское место ЗИЛ-158

Водительское место ЗИЛ-158

В 1961 году ЛиАЗ-158 был модернизирован. Были усилены основание и каркас кузова, внедрена комбинированная подвеска колес (на рессорах и пневмобаллонах), усовершенствованы тормоза. Но, главное, был модернизирован двигатель. Путем повышения степени сжатия с шести до шести с половиной единиц мощность его удалось поднять до 109 л.с. Внешне эта модификация, названная ЛиАЗ-158В,  отличалась отсутствием окон в вентиляционных люках на крыше, а также окошек по углам на задних скатах крыши. Хотя выштамповка под эти окошки осталась. Именно такой автобус с госномером «63-31 ммя» и был показан в первой новелле фильма, упомянутого в начале статьи. Автобус с таким госномером действительно ходил тогда по Москве, но не по 13-му маршруту, а по маршруту № 267, ныне ставшему 818-м. Ходил он тогда от Киевского вокзала по Кутузовскому проспекту до совхоза «Заречье», а теперь его маршрут продлили до Международного университета. Всего же на первое января 1968 года, когда производство ЛиАЗ-158В прекратилось, в Москве работало 4435 таких автобусов.



Источник: http://www.opoccuu.com/bus.htm

Похожие статьи:

Экологически чистый ГАЗ-21 с электродвигателем
О чем вспоминают рожденные в СССР?
Evangeline - любимая женщина-катер Генри Форда
Автомобили и автобусы Олимпиады-80
Все интересные статьи