8 (495) 103-49-83
Ваша корзина пуста / Войти или Зарегистрироваться


Важные автомобили "Служба Быта" в СССР 


В 1965 году в СССР для улучшения бытового обслуживания населения в союзных республиках были образованы специальные министерства. Сегодня трудно представить, что своим появлением Служба быта обязана государственной идеологии, утверждающей, что строящие коммунизм советские люди не должны отвлекаться на решение мелких повседневных проблем.



Государство предлагало своим гражданам своеобразную сделку: все бытовые хлопоты и часть домашней работы перекладываются на плечи специализированных учреждений и предприятий, централизованно выполняющих ту или иную работу, а освобожденное от домашней суеты население гармонично развивается, всячески способствуя построению нового общества.

Автобус-мастерская бытового обслуживания населения БЗ-06 производства Борисовского АРЗ (Беларусь)



В действительности, в эту концепцию вписывались лишь прачечные и химчистки, а также фабрики-кухни и кулинарии, предлагавшие хозяйкам реальную альтернативу стирке и готовке. Ремонт обуви, бытовой техники (при условии, что таковая имелась) или стрижку граждане также редко пытались осуществлять своими силами. Как бы то ни было, но пафосная позиция государства принесла вполне реальные и, надо заметить, весьма симпатичные плоды.

Автобус-мастерская бытового обслуживания населения ТА-9Т с передвижной парикмахерской и сапожной мастерской СССР, Служба Быта, авто 



На рубеже 50-60-х годов жизнь определила основные направления работы в сфере быта: банно-прачечные услуги; ателье по индивидуальному пошиву одежды; фотоуслуги; ремонт обуви, металлоремонт, изготовление ключей; ремонт бытовой техники; ремонт часов. Безусловно, прачечные, парикмахерские или, например, сапожные мастерские существовали и в старорежимные времена. С точки зрения методики оказания мелких бытовых услуг, государство в середине 60-х не придумало ничего нового. Новизна заключалась в стратегии, выраженной в создании централизованного института. Сейчас реформу подобного масштаба назвали бы «национальным проектом».

Автолавка ПАЗ-659 на шасси ГАЗ-51А



До 1965 года, когда в управлении народным хозяйством произошел возврат от введенных в 1957 году совнархозов к министерствам, бытовые услуги осуществлялись учреждениями, подчинявшимися либо республиканским министерствам жилищно-коммунального хозяйства, либо союзам потребительских обществ (Потребкооперция, Центросоюз). При этом уровень подчинения и финансирования был «местечковым». Ни о каком расширении сферы или географии деятельности каждым конкретным предприятием не могло быть и речи. К примеру, если на углу улицы стояла будка сапожника дяди Пети, то этот мастер чинил лишь ту обувь, что приносили ему клиенты — ни больше ни меньше, и никогда ему не пришло бы в голову покидать привычную будку и идти со своим ремеслом «в народ».

Автомастерская АБО-05Р на базе ГАЗ-53А Опытно-механического завода им. А.И.Крючкова (Казахстан) предназначалась для оказания населению парикмахерских услуг.



В 1965 году все предприятия, работающие в сфере услуг, были переподчинены специально созданным республиканским министерствам бытового обслуживания населения (сокращенно — МБОН или Минбыт). Централизация позволила вывести финансирование и управление на иной качественный уровень. В крупных городах начали строиться Дома быта, посетители которых могли воспользоваться любой из многочисленных профильных услуг, собранных под одной крышей. При этом сразу же обнаружилась «социально-географическая» несправедливость в отношении жителей сел и маленьких городов. В небольших населенных пунктах невыгодно было строить не только Дома быта или фотоателье, но подчас и обыкновенные парикмахерские.
Для того чтобы отремонтировать сапоги или часы, колхозникам приходилось ехать в ближайший райцентр.

Автопередвижная бытовая мастерская на шасси ГАЗ-51А



И тут Минбыт вспомнил о еще довоенной практике кинопередвижек. В 30-е годы во многие глухие деревни «важнейшее из искусств» доставлялось на специально оборудованных полуторках — с переносным экраном, кинопроектором, а подчас и бензиновым электрогенератором. Позже этот опыт освоили Райпотребсоюзы, организовав «барражирование» но районным глубинкам передвижных лавок, и Управления культуры, обеспечив гражданам, проживающим в сельской местности, доступ к культурным и образовательным ресурсам с помощью «мобильных» клубов и библиотек. 11оскольку в Постановлении от 15 мая 1965 года № 384 «О мерах по улучшению работы предприятий бытового обслуживания населения» особая роль отводилась повышению качества бытового обслуживания на селе, практику доставки услуг к отдаленным потребителям подхватил Минбыт.

Кинопередвижки производства Новгородского киномеханического завода (НКМЗ) (ОАО «Исток»)



Одним из первых передвижные мастерские, оборудованные «залом» для парикмахеров и «мастерской» для ремонта обуви, стал выпускать Тартуский авторемонтный завод №3 Минавтошосдора ЭССР. Сначала это была модель ТА-9Т на шасси ГАЗ-51 А, затем ТА-942Т (ГАЭ-53Ф) и ТА-942А (ГАЭ-53А). Удачный опыт эксплуатации этих машин по всему Советскому Союзу позволил расширить их сферу применения и организовать производство подобных бытовых автобусов на различных предприятиях: Броварском заводе торгового машиностроения Укоопсоюза, Борисовском АРЗ Минавтотранса БССР, Оренбургском механическом заводе Мин-местпрома РСФСР и Опытно-механическом заводе им. Крючкова (Алма-Ата) Минбыта Казахской ССР.

Автобус-мастерская обслуживания населения ТА-942Т



Впоследствии Минбыт в качестве профильных изготовителей передвижных средств бытового обслуживания для всего СССР определил три головных завода: Орджоникидзевский завод технологического оборудования Минбыта РСФСР (с 1966 года), г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ); Харьковский завод нестандартного оборудования Минбыта УССР и Опытно-механический завод им. Крючкова Минбыта Казахской ССР. Позже к ним добавили завод «Рязбытоборудоваиие», г. Рязань.

Передвижная мастерская на шасси ГАЗ-53Ф



Машины для Службы быта оборудовали и предприятия Цетро-союза: Днепропетровский завод технологического оборудования и Пермский механический завод. Номенклатура изделий всех заводов была практически полностью унифицирована по общесоюзным техническим требованиям Службы быта. Машины отличались лишь конструкциями кузовов-фургонов. В качестве базы для них использовались шасси ГАЗ-51 А, затем ГАЭ-53А и ГАЗ-66.

Автолавка на шасси ГАЗ-53Ф



Однако развитие бытовых услуг в глубинке (собственные Дома быта стали появляться даже в районных городах и поселках городского тина), с одной стороны, и «замыливание» самой идеи передвижек — с другой, привило к тому, что в стране оставалось все меньше и меньше выездных парикмахерских и мастерских срочного ремонта. Автомобили Службы быта все чаще выступали лишь в роли мобильных приемных пунктов, оформляющих заявки и доставляющих нуждающуюся в ремонте собственность граждан в специализированные учреждения и обратно.

Киносъемочный 7-местный микроавтобус, отличавшийся от "Десны-2" прежде всего значительно увеличенной высотой крыши над пассажирским салоном



В 1980-х годах в роли мобильных пунктов выступали автомобили УАЗ и ИЖ-2715. Поскольку проходимость последних была невелика, то работали они в основном в крупных городах: эти автомобили развозили из приемных пунктов, расположенных в разных районах города, белье в прачечные или технику, нуждающуюся в ремонте, в централизованные мастерские «Рембыт-техники», а затем возвращали в пункты приема. К сожалению, со временем Служба быта как централизованный институт прекратила свое существование.

Пункт стоматологический передвижной ПСП 03 был спроектирован и изготовлен в 1976 г. на базе автобуса АСЧ 03




Источник: http://fishki.net

Похожие статьи:

Автопром СССР-России - неизданное
Cамый большой в мире автобус...
Красивые фотографии общественного электротранспорта
Самый необычный общественный транспорт...
Все интересные статьи